страны арктики

Рубрики

О религии народов Севера

О религии народов Севера. Северные народы по своему мировоззрению и религиозным верованиям относятся к политеистам, анимистам и шаманистам. У них существовало множество богов и духов, олицетворявших различные силы и явления природы. Кроме того, они верили, что все на свете: животные, горы, реки, деревья, предметы, изготовленные человеком, -имеет душу и умеет страдать, радоваться, обижаться, поэтому со всеми душами окружающего мира человек должен уметь находить общий язык и стремиться жить в гармонии.

Посредником между людьми и окружающим миром может быть каждый, но для верности, особенно в случае избавления от болезни, лучше поручить это специалисту-шаману. Потому что установление такой связи требует умения погружаться в особое психологическое состояние, которое перенести может не каждый. Процесс установления контакта с духами называется камланием. Эти два слова — шаман и камлание — пришли в русский язык из языков тюркской группы. Первыми, с кем столкнулись русские в Сибири, были западно-сибирские татары (вспомним взятие Ермаком в 1581 г. крепости Искер на слиянии Тобола и Иртыша, в месте, где стоит нынешний Тобольск). Затем проводниками русских в Восточной Сибири были тюркоязычные якуты.

У сибирских татар и якутов также был распространен шаманизм.

Внешние атрибуты шаманизма народов Дальнего Востока отличаются от атрибутов шаманизма тюркских и тунгусо-маньчжурских народов. У народов Чукотки и Дальнего Востока шаманить, то есть вызывать духов, мог каждый. Бить в бубен и иметь специальный костюм при этом было не обязательно, существовали и другие способы: употребление мухомора, монотонное пение, повторение однообразных движений. Но цель и результат были одинаковы — изменение состояния сознания для контакта с невидимым миром.

По-видимому, классический облик шамана с большим бубном, имеющим перекрестье для его удерживания и шумящий костюм, с бахромой и множеством металлических подвесок, распространился по Сибири вместе с представителями тунгусо-маньчжурской семьи языков.

Если изучать шаманизм как систему мировоззрения, то исследование проявлений шаманизма у народов Дальнего Востока, таких как, например, ительмены, у которых к моменту прихода русских на Камчатку отсутствовали профессиональные шаманы и внешние атрибуты шаманского культа, дает понимание древней духовной сущности этого явления. Шаманство -это мировоззрение, основанное на вере в необходимость и возможность достижения индивидуальной и коллективной связи со сверхъестественными, внечувственными силами, влияющими на жизнь людей, через индивидуальное и коллективное достижение сверхчувственного (паранормального) восприятия и связи с окружающим миром.

В течение трехсот последних лет традиционное мировоззрение коренных северных жителей находилось сначала под прессом христианизации и борьбы с язычеством, затем борьбы с «религиозными пережитками» и атеизма в советский период и было скрыто от внешнего мира. Но в конце 1980-х годов, когда прежняя идеология рассыпалась, традиционное мировоззрение оказалось востребованным.

Сегодня эвенки, чукчи и др. возрождают свои традиционные обряды, праздники, собирают и передают детям традиционные навыки и знания. Вместе с этим возрождается и родной язык, который, казалось, был вытеснен из их жизни государственным русским языком. Причем родной язык возрождается не только в своем официально признанном унифицированном или замененном одним для всех диалектом, а в разнообразии бесписьменных местных наречий и диалектов, так как преподавателями нередко являются не профессиональные учителя, а просто пожилые люди, носители того или иного говора.

В настоящее время народы Севера демонстрируют живучесть главного принципа традиционной культуры — сохранение традиционности через репродукцию реального разнообразия, Конечно, на этом неординарном пути их подстерегают опасности современной массовой культуры, унификация через доступность средств коммуникации.Сможет ли культурное многообразие народов Севера выстоять в этих условиях — покажет время.

Раньше одним из внешних проявлений самобытности у северных народов было нанесение на лицо и тело различных татуировок, некоторые народы использовали для украшения лица и тела пирсинг. Сейчас это ушло из традиционной культуры, так как им долго внушали, что это признаки дикости. Зато эти признаки дикости перекочевали в большие европейские города.

Разнообразие проявлений культурных традиций поражает воображение, особенно если задумаешься, что это разнообразие сохранила и донесла до нас всего лишь горстка людей, по сравнению с общей численностью населения. Это культурное разнообразие северных коренных народов воспринимается как вызов современному унифицированному, урбанистическому обществу и напоминание о прошлой духовной свободе, культурном многообразии и умении человечества жить в единстве с природой.