страны арктики

Рубрики

Игарка. Рождение города

Игарка. Рождение города.
С весны 1929 года в Красноярск начали прибывать люди неведомых прежде городу профессий: специалисты по лесоэкспорту — бракеры, форманы, стивидоры, рамщики, пилоставы; зверобои-стрелки, гарпунеры, раздельщики. Прибывали также работники морского и речного флота — баржестроители, такелажники, штурманы, механики, дизелисты, радисты. И конечно, строители — плотники, столяры, кровельщики, печники, каменщики, пильщики — в большинстве со своим инструментом. Приезжали землекопы.

Ехали отовсюду — из Архангельска, Мурманска, Вологды, Вятки, Тюмени, с Тамбовщины… Ехали, заключив договор с акционерным обществом транспорта и промышленности «Комсеверопуть» Наркомата внешней торговли. Летом 1928 года в Красноярске открылось отделение «Комсеверопути», на которое была возложена работа по пионерному освоению Енисейского Севера, а также строительство морского порта* и лесозаводов на берегу Игарской протоки Енисея.

Еще в 1924 году начались на Енисее лесоэкспортные операции. Первая партия досок из знаменитой ангарской сосны — 3,5 тыс. кубометров, напиленных на лесозаводе «Абакан» (ныне Красноярский лесодеревообрабатывающий комбинат) и сплавленных на баржах, — была погружена в Усть-Енисейском порту на пароход «Леонид Красин», который и доставил их в Англию. Усть-Енисей-ский порт несколько лет служил базой лесоэкспортных операций, но неудобная для погрузо-разгрузочных работ, открытая штормам акватория заставила искать ему замену.
В 1927 году команда обстановочного парохода «Тобол» во главе с капитаном П. Ф. Очеретько, делавшая промеры глубин в нижнем фарватере Енисея, обратила внимание на глубоководную Игарскую протоку. Следующим летом большая комиссия «Комсеверопути», в составе которой были специалисты морского и речного флота, гидрографы, гидрологи, геодезисты, строители, выехала на «Тоболе» в низовья Енисея для выбора места строительства нового порта. Обширная акватория, слабое течение, большие глубины, незатопляемый паводком высокий берег, защищающий к тому же протоку от ветров, наконец, относительная близость огромных лесных массивов Ангары и Подкаменной Тунгуски — сырьевых баз будущего лесопильно-перевалочного комбината — все говорило в пользу Игарской протоки Енисея. Вскоре пришло правительственное постановление: порт, лесозавод и город строить именно здесь.

Первые три иностранных парохода — «Гугнер», «Гронтхейм» и «Сант-Жозеф» — пришли за сибирским лесом в Игарскую протоку уже летом 1928 года, когда на ее берегу еще ничего не было. Они увезли сплавленные на баржах 9,4 тыс. кубометров бруса. Эти первые рейсы показали, что место для строительства нового морского порта — сибирского «окна в Европу» — выбрано удачно.

Большой двухэтажный деревянный дом, где размещалась контора Красноярского отделения «Комсеверопути», двор и прилегающая часть улицы напоминали многолюдный и шумный табор. Над крышей конторы и стоящего во дворе амбара поднялись мачты первой в Красноярске радиостанции.

И вот наступил день отправки первого отряда строителей. С утра к дебаркадеру пристани поставили тентовую баржу и два лихтера. Началась суматошная погрузка. В полдень пароход «Полярный», взяв на буксир три груженых судна с разместившимися на них 250 рабочими, отправился в низовья. В пути, ниже Казачин-ского порога, прихватил еще одну тентовку с лошадьми, телегами-таратайками и сеном.