страны арктики

Рубрики

Наряду с государством каменное строительство вели монастыри

История и архитектура Нижнего Новгорода.
Наряду с государством большие возможности вести каменное строительство имели крепкие и экономически мощные монастыри. Когда в 1597 г. катастрофическим оползнем разрушило все строения нижегородского Печерского монастыря, среди них было несколько каменных церквей и каменная колокольня. Мастера, вызванные для осмотра повреждений, определили, что восстановить церкви на старом участке невозможно, и монастырь перенесли на другое место, ближе к городу. Но наступили тяжелые годы гражданской войны и интервенции начала XVII в., и в новой обители долгое время строились только деревянные рубленые здания.

Лишь в 1632 г. был возведен первый каменный, Вознесенский собор. Затем в 1640-е годы каменных дел подмастерье Антип Константинов-Возоулин строит две каменные шатровые церкви — надвратную Евфимия Суздальского и Успенскую при монастырской трапезной. К середине XVII в. относятся старые части корпуса монастырских келий. В архаически строгом Вознесенском соборе, как и в шатрах двух других храмов Печер-ского монастыря, можно угадать желание заказчика возможно точнее повторить архитектуру прежних, разрушенных стихийным бедствием сооружений.

В эти годы каменное строительство ведется и в других нижегородских монастырях. Так, в 1647 г. в Воскресенском женском монастыре, находившемся в кремле возле Никольских ворот, возводится каменная церковь. Ее местоположение было отмечено на планах кремля XVIII в., но монастырь был закрыт в 1723 г., и все его строения перестали существовать к началу следующего столетия, не оставив никакой памяти о своем внешнем облике.

В середине XVII в. началось обновление застройки и формирование архитектурного ансамбля Благовещенского монастыря. В 1649 г. был построен Благовещенский собор, а во второй половине XVII столетия появились с запада от собора- Успенская двухшатровая церковь с монастырской трапезной, колокольней и корпусом келий, с юга — Сергиевская одноглавая церковь, а в некотором отдалении, с востока, — монастырская больница со своей церковью и церковь Иоанна Богослова.

Возведение больших соборных храмов в пригородных монастырях явилось одной из причин перестройки Спасского собора в кремле, который теперь стал казаться слишком незначительным. Новый Спасский собор был сооружен несколько севернее старого, его интерьер имел четыре круглых и два прямоугольных столба, открытые внутрь помещения световые барабаны всех пяти глав. Позднее, в 1683 г., маковицы их были выложены из кирпича и покрыты зеленой глазурованной черепицей, а кресты позолочены. В начале XIX века центральная глава собора упала и ее заменили деревянной на деревянном же барабане. В 1829 г. Спасский собор XVII в. разобрали и в 1834 г. рядом построили новый, оказавшийся, таким образом, на месте древнего храма XIV в.

В монастырском церковном каменном строительстве середины XVII в. выделяются два типа построек: большие просторные соборы, завершенные “освященным” пятиглавием, и высокие шатровые храмы, в которых нашли продолжение как традиции каменного зодчества XVI в., так и желание повторить привычные для народных вкусов силуэты деревянной архитектуры, в которой башнеобразные строения играли заметную роль. Так, из тридцати семи деревянных нижегородских церквей, внесенных в опись 1622 г., двенадцать были шатровыми, семнадцать — клетскими (композиция остальных остается неизвестной). Причем шатровыми были все деревянные церкви Благовещенского и Печерского монастырей, а также церковь, построенная в Старых Печерах, и “клетцкая о двух шатрах” на Печерском подворье в кремле.