страны арктики

Рубрики

Церковь Михаила Архангела в Нехорошево

В окрестностях Серпухова. Название села Нехорошево воспринимаешь как явную иронию: стоит оно на высоком коренном берегу над излучиной Нары. Еще издали над крутизной берегового ската вырисовывается выразительный силуэт церкви Михаила Архангела. Величаво-торжественный храм вместе с берегом отражается в зеркальной глади тихой воды, по которой плывут причудливые отражения облаков. Кругом тишина, лишь где-то шумит далекий речной перекат. И в зависимости от настроения все это располагает или к молчаливому раздумью, или к умиротворенному созерцанию.

Церковь Михаила Архангела (1691) — произведение опытного мастера. Его стремление к декоративной изысканности, охватившей русское зодчество конца XVII века, ощущаешь особенно отчетливо после знакомства с сельским храмом в Дракино — памятником, тяготеющим к традициям московской архитектурной школы первой половины этого столетия. Общая композиционная схема и тут и там одинакова, но художественное претворение ее различно. Архитектура церкви Михаила Архангела преисполнена ясной тектоники. Первый ярус украшен большими прямоугольными окнами в профилированных «рамах», завершенных «разорванными» сандриками. Сейчас их можно увидеть только на граненой алтарной апсиде. Но если, мысленно убрав пристройки, вообразить эти обрамления на четверике и трапезной, то всю церковь опояшет мощный пластичный пояс. Над ним расположена оригинальная декоративная композиция завершения четверика, легкая и грациозная. Ее составляют врезающиеся в венчающий фриз окна второго света, на арочные перемычки которых опираются большие сочные кокошники. И, наконец, весь динамичный, устремленный вверх объем завершен единственной главой на граненом барабане.Невольно напрашивается сравнение церкви Михаила Архангела со столичными памятниками той поры. На фоне московского барокко ее одежды кажутся не столь «драгоценными», облик строже, но чувство композиции здесь так же безупречно. Даже шатровая колокольня — самый традиционный элемент церкви — хорошо сочетается с остальными обновленными формами.

Хочется думать, что древний памятник произвел большое впечатление и на новое поколение строителей. Они при расширении церкви (I860?), стараясь по-своему сохранить ее образ, повторили апсидами приделов и наличниками окон новой трапезной первоначальные формы.
Нижнее течение Нары, небольшое путешествие по которому мы начали с села Нехорошева, это тоже часть древней Серпуховской земли. Несмотря на кажущуюся отдаленность, это место исстари было густо заселено.

Все окрестные села и деревни входили в состав Теминского стана Серпуховского уезда (территориальной и административной единицы). На его территории было разбросано несколько погостов, вокруг которых группировались селения. Церковь Михаила Архангела устроена на старом Юшковом погосте. Немного ниже его был расположен погост церкви Иоанна Предтечи (ныне Иванова гора), выше — Рождественский погост. Центром всего стана являлся погост Спас-Темня, расположенный на левом берегу Нары, выше Нехорошева, в километре от современного села Бутырки. Здесь жили представители светской и церковной власти, сюда съезжалось и все окрестное население. Кому надо было написать челобитную в податной избе, кто хотел что-нибудь купить на торгу, многие же просто толпились у крыльца деревянной церкви и в теплой трапезной, разговаривая друг с другом о своих мирских делах и заботах.