В окрестностях Серпухова. Дорога на Боровск, в которую переходит улица Чернышевского города Серпухова, издревле не меняла своего направления. За городом она идет долиной Оки, старательно огибая затопляемые поемные луга. Первый архитектурный памятник встречается прямо у выезда из города. Это ансамбль Занарского кладбища, включающий церковь Спаса, Парадные ворота и дома причта. Здания в «русском стиле» сооружены по единому проекту в 1895 году на средства купца В. Ф. Астапова.
За бывшей центральной усадьбой совхоза «Большевик», прямо у дороги, обращает на себя внимание старая каменная ограда с двумя башенками, за которой виднеются какие-то строения. Невозможно было и вообразить, что на таком бойком месте стоит совершенно необследованный и неизвестный памятник XVII века — Никольская церковь погоста Березна.Конечно, узнать его в оштукатуренном здании бывшего сельсовета (ныне используется под склад) мудрено, однако первоначальная структура церкви сохранилась полностью (утрачены лишь завершения). Нам же остается надеяться на скорую реставрацию и мечтать о том времени, когда нескончаемый поток туристов, проносящийся мимо, в Тарусу, будет приостанавливать свой бег и знакомиться с интересным памятником.
Никольская церковь выстроена в 1698 году на месте деревянной. От этого времени сохранился бесстолпный четверик с полукруглой апсидой, перекрытой конхой, и первый ярус колокольни, который служил западным входом в трапезную. Симметричные приделы с центральными ризалитами и округлыми углами относятся к первой половине XIX века, напоминают по своему решению приделы Троицкого собора.
В существующий ансамбль погоста Березна входят два позднеклассических жилых корпуса и каменная ограда, относящаяся, судя по кирпичу, к середине XVIII века. Ее угловые шестигранные башенки переложены в следующем столетии.
Раньше погост был оторван от жилья. До ближайшего села Березны (ныне Дашковка) было около двух километров. Имея отдаленный приход, священник погоста в 1694 году писал, что «та церковь божия стоит на пустом месте, и у той церкви нет ни единого двора… и построиться ему у той церкви негде и кормиться нечем». Интересная загадка истории — откуда мог взяться погост на этом пустом месте?
Не вызывает сомнения, что оно ранее было заселено. Может быть, погост Березна возник на месте укрепленного Нового Городка, существовавшего где-то здесь непродолжительное время в период усиления Московского княжества? По берегам Оки в районе Серпухова располагалась целая цепочка древних городов: Лопасня, Тешилов, Неринск, Новый Городок и Лобынск. Большинство из них не возродилось уже после татаро-монгольских нашествий. Но насиженные места не были окончательно заброшены. Характерно, что после того как они прекратили существование как города, на их месте были устроены погосты.
О древнем Лобынске (1146) до сих пор напоминает «погост Борисоглебский на реке Оке и на устье реки Протвы» (ныне село Дракино). Здесь сохранилась каменная церковь, выстроенная в 1684 году.
Кто строил эту церковь? В конце XVII века серпуховское зодчество еще не обрело своего архитектурного «языка». Но прежде чем он должен был появиться, прежде чем местные мастера смогли строить по-своему, они должны были просто учиться. Можно утверждать, что такой школой для них явилось строительство небольших кубических сельских храмов. В окрестностях города их сохранилось несколько: в Старых Кузьменках, Березне и здесь, в Дракино. В их убранстве применены типичные для XVII века элементы, начиная с декоративных кокошников, наличников с килевидными очельями и кончая ширинчатыми поясами. Все это появится потом на Сретенской и Троицкой церквах.будет исполнено профессионально, уверенной рукой.
Борисоглебская церковь в дальнейшем несколько раз перестраивалась. Теперь с заброшенного памятника осыпается поздняя штукатурка, из-под которой появляются перечисленные выше детали. В начале XIX века старую, вероятно, шатровую колокольню надстроили новым цилиндрическим ярусом «звона» с куполом и шпилем. Основная перестройка (новые симметричные приделы и трапезная) была осуществлена в 1882 году.
В Дракино в честь 25-летия разгрома немцев под Москвой установлен на постаменте как своеобразный памятник отгремевшим здесь осенью 1941 года боям за столицу истребитель «МИГ-3». Среди просторов заливных лугов динамичный силуэт как бы взлетающей боевой машины становится образным монументом минувшим событиям.