страны арктики

Рубрики

Прогулка по улицам Серпухова

Калужская улица — один из самых очаровательных уголков Серпухова, сохранивший зримый художественный образ не только самой застройки эпохи классицизма, но и целостного пространства классической улицы. По плану 1784 года кварталы по Калужской улице предназначались для дворянства. Но так как дворян в Серпухове в то время было всего семь человек, а истинными «хозяевами города» являлись богатейшие купцы, то и на Калужской улице стали появляться прежде всего их дома. Среди городской классической застройки в первую очередь следует назвать усадьбу купца Солодовникова, более известную  как усадьба Соллогубов.

Основная часть ансамбля жилых и хозяйственных зданий построена в самом начале XIX века. Ее создатель, следуя градостроительным принципам классицизма, основное свое внимание уделил выразительности пространства улицы. Монументальный объем главного дома поставлен на углу квартала, что определило трактовку двух выходящих на улицы фасадов как главных. Тем самым композиция усадьбы расчленена на две перспективы улиц: Калужской и Аристова. Непрерывный фронт периметральной застройки складывается из дома, флигелей, ворот и каменной ограды. За ними — скрытый со стороны улицы тихий зеленый усадебный двор, окруженный хозяйственными постройками и подпорной стеной.

Следует обратить внимание на то, какими минимальными средствами достигнута цельность и выразительность всего ансамбля. Архитектор гладкими фасадами флигелей подчеркивает их соподчиненное положение, красивыми воротами акцентирует внимание на въездах и полностью сосредоточивает его на симметричных, законченных композициях фасадов главного дома. Однако при всей их равнозначности, фасады различны. В одном случае пилястровый портик, поставленный на креповку первого этажа, завершен треугольным фронтоном, в другом — аттиком с карнизом и сухариками.

Ансамбль усадьбы Солодовникова

Ансамбль усадьбы Солодовникова безусловно не самый яркий памятник русского классицизма. Формы этого стиля в постройках усадьбы трактованы достаточно свободно и не без оттенка провинциальности. Ее ценность в другом — в редкой целостности и повествовательное™, позволяющей нам, людям нового времени, узнать жизнь ушедшей эпохи, подметить характерные особенности ее быта. Здесь архитектура выступает в роли надежного хранителя и мудрого собеседника.

Войдем через восточные ворота на территорию парадной части усадебного двора. При общей сдержанности декора усадебных построек ворота выполнены очень сочно и живо. Их симметричные пилоны с калитками, увенчанные треугольными фронтонами, как-то особенно торжественно фланкируют въезд. Это впечатление раньше усиливалось полотнами ворот с резными «солнышками» (сохранились только на северных воротах) и белокаменными вазами на гребнях фронтонов.

Обращенные во двор подъезды дома и восточного флигеля украшены чугунными ажурными зонтами на кронштейнах, которые намечают путь дальнейшего движения. Переступив порог дома, попадешь на парадную лестницу, связывающую первый и второй парадные этажи. Сводчатый подвал имеет самостоятельный вход с хозяйственного двора, а антресольный этаж — отдельную внутреннюю лестницу. На первом этаже, справа, расположены сени, из которых легко попасть по центральному коридору в любое помещение. Различной величины комнаты вдоль уличных фасадов образуют сводчатую анфиладу. Они частично дублируются комнатами этажа парадного, так называемого бельэтажа, но последние оставляют совсем другое впечатление.

Вся парадная двухсветная анфилада с большими, красивыми по пропорциям окнами кажется особенно торжественной. Она состоит из украшенных угловыми печами кабинета, узкой диванной, гостиной и большого зала.

В этом зале осенью 1874 года Серпуховским благотворительным обществом был устроен праздник в честь открытия училища и приюта для белошвеек. Дело в том, что за три года до этого Ф. А. Солодовников продал свою усадьбу Н. Ф. Самарину, который в свою очередь в 1873 году перепродал ее графине М. Ф. Соллогуб. Новая владелица, являвшаяся одним из основателей общества, передала усадьбу устроенному с благотворительной целью училищу. Известно, что перед его размещением дом «приспосабливался» и ремонтировался.

Характер перестройки удалось установить. Были увеличены два ризалита во двор, что сделало фасад дома по улице Аристова не симметричным. Тогда же выстроили заново конюшню и северо-западные ворота, формы которых повторили старые въезды начала XIX века (восточный и северный). Однако общий упадок вкуса и здесь дал себя знать: полотна ворот «украсили» грубые витые обрамления.