страны арктики

Рубрики

Изба Салтыковой из деревни Кошелево

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Наиболее старое из представленных экспонатов в Музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья — изба Салтыковой из деревни Кошелево Ковернинского района, построенная в первой половине XIX в. Она состоит из двух помещений — зимнего и летнего, связанных между собой сенями. Отдельный вход ведет из сеней в пристроенный к дому крытый двор с хлевами для скота, клетями для хранения различного инвентаря, срубом зимней бани.

Дом перевезен из района, где было распространено кустарное производство расписных деревянных изделий. Они продавались на базаре в селе Хохлома, почему и стали называться «хохломской росписью». В интерьере дома выделено рабочее место ложкаря-красителя, выделывавшего из простой осины и липы окрестных лесов ложки и необходимую в крестьянском обиходе посуду. В русской печи, занимающей значительную площадь помещения, закаливали специально обработанные и проолифленные деревянные изделия, что придавало им вид красивых металлических предметов.

В конструкции избы сохранился такой пережиток старины, как безгвоздевое покрытие тесовой кровли «по курицам», сделанным из корневищ молодых елей. Архаична также и композиция фасада, где центральную ось подчеркивает «красное», косяща-тое окно, сбоку от которого размещены два небольших «волоковых». Этот древний тип организации фасада русского дома дошел с тех давних времен, когда стекло считалось редкостью и применяли его с большой экономией.

Волоковые окна дома Салтыковой примечательны еще и тем, что первоначально они были просто прорублены в двух смежных бревнах, и только во второй половине XIX столетия их одели красивыми наличниками.

К середине прошлого века можно отнести вторую избу — Обухова из деревни Ульянково Городецкого района. Это обычный трехоконный дом крестьянина среднего достатка с крыльцом сбоку и Г-образным крытым двором, пристроенным к другому боковому фасаду. Наличники окон со ставнями, подзоры и окно чердака этого небольшого дома украшены тонкой и благородной резьбой.

Интерьер избы был сильно переделан в более позднее время и обстановку для него пришлось перенести из другого дома — Семенычева из деревни Максимово соседнего Ковернинского района. Она органично вписалась в новую для нее оболочку, потому что оба помещения отличались друг от друга по ширине лишь на несколько сантиметров.

Это говорит об общности жизни и быта, о типичности приемов строительства обоих деревенских домов. Мебель из дома Семенычева — встроенные «шкап» и стол, лавки с резьбой и следами раскраски — отличается строгой простотой и точно найденной формой. Скошенные углы стола, висячие «шкапы» — один заполняет угол, другой, у голбца, также со скошенными стенками, чтобы не мешать проходу, — продуманно приспособлены именно к данному месту.

Применение встроенной мебели и экономное использование площади было очень важно при небольших размерах помещения избы. Каждый угол ее имел свою строго определенную функцию, и в расположении оборудования точно учитывались разнообразные потребности деревенского быта. Обычное для композиции главного фасада размещение красного окна в центре и двух волоковых по краям повторялось в доме Семенычева и на его боковой стороне, но не могло быть восстановлено в доме Обухова.