страны арктики

Рубрики

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья является филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Мы уже говорили, что народное зодчество Нижегородского Поволжья отличалось в XIX в. исключительным своеобразием, в период его расцвета было построено много деревянных жилых домов, украшенных замечательной архитектурной резьбой. Некоторые из них, большей частью только фрагментами, сохранились на территории самого города в Сормовском районе, в который вошли старые деревни, известные еще по документам XVI века, — Сормово (ул. Свободы), Колосове и Починки (ул. Кима). Еще недавно такие дома встречались и в нагорной части города, сейчас же они стали редкостью даже в поволжских деревнях и селах, а отдельные фрагменты резного декора хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и некоторых других городов.

Познакомиться несколько более полно с народным зодчеством края XIX — начала XX в. можно в нижегородском музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, где в настоящее время собраны деревянные жилые, хозяйственные и культовые постройки, привезенные из разных районов области.

Музей занимает склоны заросшего лесом оврага — Щелоковского хутора, включенного сейчас в черту города. Существует музей с 1973 года и сегодня представляет заволжскую деревню 19 века. Здесь есть прекрасные образцы народного зодчества, преимущественно северо-западных районов области — Городецкого и Ковернинского, — где нижегородская глухая резьба получила большое распространение.

Искусство «глухой» резьбы — выдолбленной высоким рельефом в толстой доске — складывается в законченный стиль украшения жилых крестьянских домов в 1820-1840-е гг. Развитие его было связано с изменением древней конструкции избы, но в значительной степени и с проникновением элементов архитектуры классицизма в народное зодчество. Если прежняя двускатная тесовая кровля укладывалась по слегам, опиравшимся на рубленные из бревен «самцовые» фронтоны, то в начале XIX в., когда и в Поволжье из-за вырубки лесов появилась необходимость беречь дерево, из бревен стали рубить только стены, а фронтоны начали зашивать досками.

Это послужило основой для естественного перехода к классической форме треугольного фронтона, господствовавшей в городском строительстве. Однако жители Нижегородского Поволжья, не удовлетворившись простой схемой «образцового» фасада, украсили его богатой декоративной резьбой, мотивы которой заимствовали преимущественно из орнаментики коринфского ордера, широко распространенного в архитектуре позднего классицизма. Наряду с ними продолжали использоваться и многие мотивы искусства более древних времен.

Резные украшения деревянных домов и прежде не были чужды русскому зодчеству, доказательство тому — резные детали, найденные во время раскопок в Новгороде, многочисленные свидетельства иноземных путешественников. И сейчас еще можно видеть в резьбе на деревенских жилых домах мотивы и сюжеты, родственные искусству Византии или Владимиро-Суздальской Руси, в состав которой входило Нижегородское княжество.

В глухой резьбе XIX в. излюбленным изображением были львы, на их мордах мастера вырезали улыбку, такую же, как у льва из Архангельского собора Нижегородского кремля. Многие орнаменты капителей приставных колонок на деревенских воротах, например из Великого Врага, что в 20 км от Нижнего Новгорода, или в Валках Лысковского района около Макарьева, оказываются ближе к средневековой русской орнаментике, чем к классицизму XIX столетия. Павлины, клюющие виноград, на прорезных декоративных оконных ставнях словно сошли с рисунка византийской рукописи. Сказочные существа — полудевы-полуптицы или полурыбы — также излюбленный мотив резьбы на подзорах домов,- напоминают вырезанных из дерева мифологических персонажей петровских кораблей, и в то же время в их яркой, выразительной пластике вновь оживают образы языческой Руси.