Чтобы продолжить знакомство с нижегородской архитектурой XIX — начала XX в., мы снова переедем мост через Оку и поднимемся в верхнюю часть города — к площади Минина и Пожарского и улице Большой Покровской (бывшей Большой Покровке), главной улице нагорного района. От площади расходятся четыре луча улиц и съезд, идущий вниз вдоль стен кремля. В углу площади, между съездом и улицей Покровской, находится Дворец труда. Когда-то на этот узкий участок площади торцом выходило здание городского театра, построенное в 1855 г. нижегородским «городовым архитектором» Н. И. Ужумецким-Грицевичем.
После завершения нового, более подходящего для театра здания старое было сломано, а место это отведено для здания Городской думы. Проектировать его поручили академику архитектуры В. П. Цейдлеру (1857-1914), который приступил к работе в 1899 г. Первоначальный вариант фасада отличался усложненностью и дробностью форм, но в процессе работы над первым проектом, который не был осуществлен из-за отсутствия средств, удалось исправить многие его недостатки.
Дом был закончен в 1903 г. Главный его фасад, имеющий высокие этажи и крупные членения, обращен на площадь и разбит на два яруса по три больших окна в каждом: в первом этаже это зеркальные окна магазинов, во втором — зала заседаний. Завершается он парапетом, украшенным нижегородским гербом, и крутой шатровой кровлей. Ясная архитектурная идея, выраженная в четкой композиции фасада, придает зданию торжественность и строгость, отвечающие его общественному назначению и расположению на площади. Оно выделяется из рядовой застройки, отмечает начало городской магистрали и не нарушает характера композиции площади, в которой доминирует Дмитровская башня.
На Большой Покровской улице есть еще одно интресное здание, с 1991 года здесь размещается выставочный зал «Покровка, 8». Его создали на месте мемориального музея им. Свердлова с сохранением мемориального комплекса, посвященного Я.М. Свердлову.
История дома представляет немалый интерес. В 1840-е годы на этом участке стоял двухэтажный каменный дом купца Герасима Сверчкова. В 1848 г. по проекту губернского архитектора А. Турмышева было построено холодное торговое помещение, соединенное красивыми арочными воротами с домом хозяина. Высокая дверь лавки днем открывалась настежь, как было принято в те времена в торговых заведениях.
В 1881 г. М. И. Свердлов приехал в Нижний Новгород и в этом помещении открыл граверную мастерскую, в задней комнате при которой жил сам с женой и детьми. Здесь в 1885 г. родился Яков Михайлович Свердлов, проживший в Нижнем Новгороде до 1904 г.
В том же 1885 г. уличный фасад дома был изменен — дверной проем расширен, а с обеих сторон входной двери устроены окна 42. В этот период дом-лавка, как и все соседние строения, принадлежали А. А. Губиной. В 1896 г. Свердловы переехали в дворовый флигель этого же домовладения, а в освободившейся комнате был установлен печатный станок. Нижегородская организация РСДРП использовала мастерскую для печатания прокламаций и изготовления документов, необходимых для нелегальной деятельности. в 1970 году все здание было передано
мемориальному музею Я. М. Свердлова.
Почти напротив выставочного зала «Покровка, 8» расположено здание драматического театра. Оно возведено в 1896 г. по проекту главного архитектора императорских театров В. А. Шретера, построившего также театры в Тифлисе в «мавританском» стиле и в Иркутске — в «восточном». В отличие от них облик нижегородского театра носит черты европейской архитектуры. Трем проемам входных дверей главного фасада соответствуют пять арок просторной лоджии, устроенной перед фойе второго этажа и придающей открытый и парадный характер зданию театра. Детали прорисованы профессионально грамотной рукой и выдержаны в несколько свободно трактованных формах французского Ренессанса.
Строительство театра было приурочено к большому по тем временам событию — Всероссийской художественно-промышленной выставке, на его сцене выступали Ф. И. Шаляпин и другие выдающиеся артисты. Однако стремление максимально сократить расходы по сооружению и эксплуатации привело к уменьшению размеров отдельных частей здания (зауженным проходам, тесным артистическим уборным и т. п.). В какой-то мере это придавало ему интимный характер, но в то же время носило печать известного провинциализма. Впоследствии недостатки внутренней планировки пришлось исправлять: была увеличена вместимость зала (до 1000 зрителей), а уже в наши дни радикально переустроена вся сценическая часть и расширены гардеробы.