Церковное строительство в 18 веке в Серпухове. «Золотой век» парусного производства получил яркое отображение и в культовом зодчестве Серпухова середины XVIII века. Завершилось создание местного стилистического направления, которое так упорно разрабатывалось серпуховскими зодчими в первой четверти XVIII века. В этот новый период продолжается строительство каменных храмов по типу «восьмерик на четверике». За сравнительно короткий срок были построены три такие церкви: Рождества Богородицы (1745) в Остром конце, Вознесения (1747) и Преображения (середина XVIII в.) на посаде.
Эти памятники, столь схожие и в то же время столь отличные друг от друга, не имели и намека на изначальную ярусность и динамизм объемов, которые еще чувствуются в Сретенской церкви. Их спокойные уравновешенные композиции напоминали неторопливый рассказ. Здесь местные мастера добились выразительности самого существа архитектуры: красоты самих масс, объемов, плоскости.
Ни один из названных храмов не сохранился. В 1975 году был разобран последний из них — церковь Преображения, которая украшала Спасскую гору, возвышающуюся над Тульской улицей и оврагом Мешалкой.
Ярче всего особенности художественного дарования местных мастеров проявились при создании «кубических» храмов. Серпуховские зодчие оставили в стороне бурную барочную орнаментику и все свое внимание сосредоточили на объеме, его выразительных возможностях. Потому не требует пояснения тот факт, что обращение к теме простого высокого четверика привело к созданию наиболее выразительной и зрелой архитектуры.
Первым храмом кубического типа была Казанская церковь (ул. Верхние Гончары), построенная в 1737 году на месте деревянной Пятницкой «алтирельным кузнецом Герасимом Севастьяновым с товарищами». При всех своих многочисленных искажениях (пристройки, отсутствие глав и верхнего яруса шатровой колокольни) здание церкви целиком сохранило первоначальную планировочную структуру. Это традиционная трехчастная композиция в типичной для Серпухова редакции: с небольшим притвором, одним асимметричным приделом и прямоугольным нижним ярусом колокольни, который за счет сдвинутого к западу придела образует единую плоскость фасада. Монументальный, перекрытый сомкнутым сводом, двухсветный четверик — основа объемной композиции храма. Его гладкие стены никогда не знали ни наличников, ни ордера, ни венчающего карниза. И оттого даже обычное пятиглавие на гладких глухих барабанах казалось особенно звучным и броским.
Немного к западу от тихой и зеленой Ситценабивной улицы до перепланировки города проходила Большая Егорьевская, которая являлась главным въездом в Серпухов со стороны Москвы. И каждый, кто приезжал или приходил в город, невольно останавливался перед огромным Крестовоздвиженским храмом, строительство которого было закончено в 1755 году. Так уже с первых шагов его заказчики, фабриканты братья Николай и Василий Кишкины, образно и внушительно заявляли о своем богатстве и могуществе. Но перед нами не только своего рода претенциозная визитная карточка богача, а, пожалуй, самое значительное по глубине художественного замысла произведение серпуховских мастеров. Все свое миропонимание, все свои сокровенные мысли вложили они в Крестовоздвиженскую церковь.
Основной темой ее художественного образа выступает огромный двухстолпный куб с пятью небольшими глухими гранеными барабанами, которые не столько завершают, сколько оттеняют его массивный объем. Точно такое же противопоставление использовано в интерьере храма, где величественность внутреннего пространства подчеркнута изящными подпружными арками.
Со всех сторон церковь окружена открытой арочной галереей, придающей яркую индивидуальность всему ее облику. Что это — случайный всплеск древнерусского искусства. Становление на основе серпуховской «школы» устойчивой архаики или естественный результат всей ее предшествующей эволюции? О многом мы сегодня можем лишь догадываться, но так или иначе возрождение в середине XVIII века облика городского собора XVI столетия — случай беспрецедентный.
В галереях — наиболее затененных частях экстерьера храма — помещены наиболее пластически активные архитектурные формы: трехчастная алтарная апсида, перспективные порталы и оконные проемы, обработанные полуколонками. Остальное убранство храма, рассчитанное на восприятие со значительных расстояний, как всегда, предельно сдержанно и не нарушает ясность общей структуры. Узкие лопатки делят фасады на два прясла. Оконные проемы двух верхних ярусов, живописно разбросанные по плоскостям стен, обрамлены филенками, но первоначально имели и бровки. Завершает композицию фриз, на котором в местах утраты поздней штукатурки виднеются декоративные кокошники.
Разборка части галереи и монументальной звонницы, соединявшейся с храмом крытым переходом, внесла в его восприятие не свойственное серпуховскому зодчеству ощущение тяжести. Он него не останется и следа, если вообразить рядом с Крестовоздвиженской церковью мощный квадратный столп со срезанными углами и арками звона. Особенно интересно было завершение колокольни: что-то среднее между шатровой и ярусной композициями. Основной ее объем был перекрыт граненым куполом и увенчан шатриком с главкой на граненом барабане.
Крестовоздвиженская церковь была последним культовым сооружением, выстроенным в XVIII столетии в Серпухове. Дело в том, что город, имевший уже 18 каменных храмов при населении около трех тысяч жителей, просто в них не нуждался. Однако история местного культового зодчества на этом не обрывается. Еще какое-то время артели серпуховских каменщиков будут работать по окрестности, создавая свои простые и выразительные храмы, а мы в свою очередь, путешествуя по Серпуховской земле, еще не раз встретимся с их творениями, постигая их мудрость и красоту.
Каково же было дальнейшее развитие самобытных художественных традиций? История местной «школы» зодчества обрывается в последней четверти XVIII века не вследствие какого-то художественного кризиса или творческого застоя. Нет, она исчезает под административным давлением государства. Такой финал типичен для большинства русских художественных центров XVIII столетия, стилевая направленность которых была далека от набиравшего силу классицизма. Введение централизованного проектирования и контроля за строительством в короткий срок сделало из местных зодчих провинциальных строителей.
И потому небольшая теплая Печерская церковь, стоящая рядом с Крестовоздвиженским храмом, построена в 1804 -1809 годах уже в стиле классицизма. Ее проект был составлен в Москве и даже утвержден в Петербурге, но затем попал в руки местных строителей и осуществлялся, видимо, без всякого участия столичных архитекторов. Внешние формы строители постарались сохранить: низкий куб церкви несет приземистую ротонду, перекрытую плоским куполом; западный фасад притвора, так же как и боковые фасады основного объема, украшен коренастыми четырехколонными портиками в антах грубого тосканского ордера. Что же касается внутреннего пространства, то здесь тяжелый коробовый свод притвора и сомкнутый свод церкви напоминают нам о других, далеких от классицизма художественных вкусах, еще так недавно питавших серпуховское культовое зодчество.