страны арктики

Рубрики

За рекой на Гордеевской улице

За рекой на Гордеевской улице в Нижнем Новгороде расположен еще один замечательный памятник, связанный с именем Г. Д. Строганова, — церковь Смоленской Богоматери в Гордеевке. Это сравнительно небольшое сооружение перекрыто сомкнутым сводом со световой главой в центре. Два ряда окон и коринфских колонн делят его фасады на два яруса, хотя интерьер церкви представляет собой одно высокое помещение. Богато украшенные резным камнем фронтоны завершают стены всех четырех фасадов храма, создавая тем самым впечатление как бы восьмискатного покрытия, сделать которое, однако, мешали стоящие на углах декоративные главы.

Таким образом, формы наружного объема здания не отвечают его конструкции. Но это несоответствие скрывает мастерски выполненная декорация стен, при взгляде на которые трудно усомниться в целесообразности архитектонической системы сооружения.

По сравнению с Рождественской церковью, ее свободной, даже несколько фольклорной композицией, более ранняя церковь в Гордеевке внешне отличается большей архитектурной логичностью, сдержанностью и стройностью. Рационализм архитектуры церкви Смоленской Богоматери очевиден и в сравнении с любым другим памятником, сооруженным за пятнадцать-двадцать лет до ее постройки. В противоположность рисованным от руки кривым в очертаниях апсид, арок и сводов, стенам, как бы произвольно меняющим свою толщину, свободной лепке объемов стены церкви всюду строго ограничены параллельными линиями и прямыми углами, кривые линии очерчены по циркулю.

Многие архитектурные детали, выполненные в Рождественской церкви из белого камня, в Гордеевской мастерски вытесаны из кирпича, который использовался и в сложной кладке витых колонн. Барабаны глав выложены из более мелкого кирпича (23х12х6 см), чем в нижних ярусах здания, что уменьшало модуль выполненных из него деталей и усиливало перспективные сокращения. Шлемовидные боковые главы церкви в Гордеевке покрыты чешуйчатой глазурованной черепицей и завершаются искусно выкованными железными крестами.

Мастерство опытного зодчего проявилось и в кладке главного свода — его ребра смягчены треугольными лотками, которые упираются основаниями в барабан центральной главы.

Чрезвычайно большое сходство церкви в Гордеевке и церкви Казанской Богоматери в Устюжне, при строгановских железоделательных промыслах, наводит на мысль, что строил оба памятника один мастер.

Первой, по-видимому, была построена церковь в Устюжне, затем церковь Смоленской Богоматери в Гордеевке. Вероятно, тот же зодчий принимал участие и в возведении Рождественской церкви, как это можно предполагать по сходству конструкции свода ее главного помещения, также выложенного с треугольными лотками по ребрам. Фасады двух нижегородских храмов различны по своему декоративному строю, однако сравнение резьбы на портале церкви в Гордеевке и на парапете паперти западного фасада Рождественской церкви подтверждает, что работали здесь одни и те же мастера.

Неподалеку от церкви Смоленской Богоматери в Гордеевке, на территории, заключенной в треугольнике между Окой и Волгой, размещались строения Нижегородской ярмарки. От старых торговых корпусов, составлявших когда-то основу ее планировки, сейчас почти ничего не осталось. Ярмарочные корпуса имели нарочито утилитарный характер и служили фоном, на котором выделялись здания Главного ярмарочного дома, собора, мечети, армянской церкви и Китайских рядов.

От первоначальной архитектуры  ярмарки до наших дней сохранился,  пожалуй, только    Спасский староярмарочный собор. Он был построен в 1818-1822 гг. по проекту О. Монферрана как центрическое пятикупольное сооружение. Три его фасада имеют тосканские портики с фронтонами, а четвертый, восточный, с выступающим алтарем — обработан пилястрами того же ордера.

Завершают собор сферические купола на барабанах, окаймленных ионическими полуколоннами, причем центральный купол значительно превосходит по размерам остальные. В 1886-1888 гг. собор был расширен за счет пристройки угловых помещений; кроме того, были переложены карнизы, что несколько нарушило его первоначальный вид. Внутреннее убранство собора — кессоны с розетками, тонко прорисованные коринфские капители пилястр и другие детали — служит прекрасным примером строгой архитектуры 1820-х гг.

Позади собора на продолжении оси ярмарочного ансамбля архитектором А. Л. Леером был сооружен жилой корпус. Первоначально над ним возвышалась величественная колокольня со шпилем, но после пожара она была разобрана и в 1901 г. заменена новой, также сейчас не существующей.