Неподалеку от Рожественской церкви в Нижнем Новгороде расположены жилые дома первой половины XIX в., также связанные со строительной деятельностью Строгановых или их родственников Голицыных. Один дом находится на склоне горы, несколько выше церкви. Здесь когда-то стояли построенные еще в XVII в. городские палаты Строгановых. Архитектура дома весьма характерна для времени классицизма, его двухэтажный объем имеет в центре повышенную часть, обработанную пилястрами тосканского ордера и завершенную фронтоном.
Внизу, почти напротив Рождественской церкви, в начале XIX в. был построен другой большой городской дом Строгановых, перешедший в начале 1870-х гг. к Голицыным (ул. Маяковского, 45). Это целая усадьба, где с обеих сторон центрального трехэтажного дома, стоящего по красной линии улицы, располагались более низкие служебные корпуса, протянувшиеся поперек участка от улицы к набережной, образуя двор, раскрытый прежде на реку. Обычный план дворянской усадьбы был приспособлен к нуждам титулованных предпринимателей. Глухая внутренняя стена отделяла жилую часть дома от находившейся на первом этаже конторы, которая первоначально имела окна только в боковых стенах, на улицу отворялись двери-ворота в трех больших проемах, устроенные так же, как в любом другом торговом помещении того времени. Впоследствии, в 1872 году, их переделали в окна.
Рядом со строгановским домом-усадьбой находится вторая, построенная по той же схеме, но обращенная курдонером в сторону улицы. Усадьба принадлежала Голицыным и по строгой простоте архитектуры относится к классицизму рубежа XVIII-XIX вв. По-видимому, в начале XIX в. и был составлен проект, разработанный или И. Д. Жилярди (он уехал из России в 1817 г.) или его сыном Дементием (Доменико) Ивановичем Жилярди (уехал в 1832 г.). Оба они издавна работали для Голицыных, которые в 1821 г. получили «полицейский билет» на постройку дома в Нижнем Новгороде и вели его строительство, но, очевидно, не выполнили всех необходимых в этом случае формальностей.
Так или иначе в апреле 1837 г. копия проекта Жилярди, подготовленная архитекторами Г. И. Кизеветтером и А. Л. Леером, была представлена на подпись нижегородскому вице-губернатору, а в мае «высочайше утверждена»; в том же году этот дом попал в список каменных зданий, «законченных постройкой».
Рождественская улица была главной улицей Нижнего Базара — основной деловой и торговой части города, проходила параллельно берегу реки, а в дни навигации оказывалась самым оживленным местом — средоточием городской жизни. В зданиях, стоящих на улице Рождественской, представлены все периоды развития русской архитектуры XIX — начала XX в. Так, кроме домов Строгановых и Голицыных можно назвать дом бывшей гостиницы Смирнова (№ 28), построенный на основе «образцовых» проектов 1809-1812 годов, с проездом посередине, с мезонином в центральной части, выделенной ионическими пилястрами и фронтоном, что было характерно для застройки «сплошной фасадом» в 1820-е гг.
К последней трети XIX в. относится здание «Блиновского пассажа». В его кирпичном фасаде нашло отражение стремление продолжить традиции национального зодчества, периодом расцвета которого считался тогда семнадцатый век. По проекту академика архитектуры В. П. Цейдлера было построено здание Волжско-Камского банка (1894-1898) в стиле эклектики конца XIX века.
Памятник архитектуры начала XX в.- банк М. М. Рукавишникова, построенный в 1912 г. по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Он состоит из двух корпусов, поставленных параллельно по двум сторонам одного квартала, различных по композиции, по своим архитектурным формам и деталям. Корпус, обращенный на набережную и широкие просторы Волги, решен крупным рисунком, центр его выделен большими окнами, высокими фронтонами и башенками.
Другой корпус, выходящий на узкую городскую улицу, выполнен иначе: мягкая изогнутая линия парапета завершает фасад, украшенный рельефным орнаментом из характерных для модерна растительных мотивов. Над входом, в центральной части фасада, поставлены две скульптуры молодого тогда С.Т.Коненкова — рабочего и крестьянки, олицетворяющие промышленность и земледелие.