До наших дней Благовещенский собор дошел со значительными деформациями, вызванными в основном неравномерной осадкой его центральной части,- все четыре малых главы оказались наклоненными к средней, сохранившей вертикальное положение, железные связи — порванными или согнутыми. В таком опасном состоянии собор находился около ста лет и только в середине 20 века был укреплен специальным железобетонным поясом, заложенным под основания боковых глав.
Монастырь построен на узкой террасе берегового склона и сооружения его почти вплотную примыкают друг к другу. С юго-западного угла к собору пристроен небольшой восьмигранник одноглавой Сергиевской церкви, возведенной на рубеже XVII и XVIII столетий. Наличники ее окон, обращенных к горе, завершены разорванными фронтонами, где верхний профиль состоит из отдельных звеньев, выполненных из изогнутого лекального кирпича. Этот широко распространенный в те годы прием, так же как и кладка карнизов выступающими рядами поребрика, давал возможность минимумом простых средств достигать впечатления богатой отделки и живописной светотени.
Около Сергиевской церкви в глубокой древности были выкопаны и обложены камнем уходящие в гору туннели. В старину, как говорят предания, в них хоронили монахов. Сейчас входы в подземные коридоры засыпаны.
С западной стороны монастырский двор замыкается трапезной с Успенской церковью при ней, колокольней и кельями. В середине XIX в. все эти строения были перестроены и слиты в единый корпус в форме буквы «П», фасады изменены — окна расширены и лишены узорных завершений кокошниками, скрытыми под гладкой штукатуркой стен; вход и проезд в монастырь оформлен портиком с приставными колоннами. При перестройке полностью уничтожили древнее открытое крыльцо с лестницей, по которой можно было взойти со двора непосредственно в зал монастырской трапезной.
Трапезная поднята на высокий подклет, где когда-то помещалась кухня. На ее западном фасаде сохранились наличники и кокошники старых окон. Между трапезной и кельям и поставлена шатровая колокольня, на которой прежде находились башенные часы, а к востоку, ближе к собору, высятся сдвоенные шатры Успенской церкви. Вместе с колокольней они образуют изысканную по силуэту группу. Изящество архитектурной профилировки, тонко вытесанной из кирпича, роднит эту церковь с памятниками соседней Балахны, особенно со Спасской церковью, построенной в 1668 г.
В конце XVII — начале XVIII в. и луковичные и куполообразные главы храмов выкладывались из кирпича и часто покрывались поливной черепицей, укрепленной гвоздями, забитыми в кладку. В XIX в. черепичное покрытие почти повсюду заменено железным. В Благовещенском монастыре черепица сохранилась только на Сергиевской церкви, тогда как прежде она была и на главах собора: их зеленые чешуйчатые маковицы в сочетании с блестящим металлом центральной соборной главы и верхами Успенской церкви высились над монастырем, представая сказочным зрелищем.
Летом 1974 г. над монастырем узкой полосой прошел смерч небывалой силы — как раз по Успенской церкви и собору. Не тронув колокольни, смерч срезал оба кирпичных шатра с главами, причудливо закрутил железные кресты собора. Ветром сорвало крыши и значительную часть черепицы Сергиевской церкви, которую впоследствии не слишком удачно заменили новой.