Гора над нижегородским Благовещенским монастырем достаточно крута, однако вы не пожалеете, если, закончив осмотр монастыря, подниметесь по склону: вид, открывающийся сверху, вознаградит вас за некоторые неудобства при подъеме. Отсюда через мост, перекинутый над Похвалинским съездом, можно перейти в один из старейших районов города, расположенный над берегом Оки между кремлем и Похвалинским оврагом.
Сохранившиеся здесь сооружения дают представление об архитектуре нижегородского посада: о жилом зодчестве XVII — начала XVIII в. — периода перехода к новому бытовому укладу; об изменении характера посадских церквей в XVII в., а также о гражданской архитектуре XIX в. Памятники сконцентрированы на сравнительно небольшом пространстве: это стоящие близко друг к другу дом Чатыгина (Петра I) и церковь Женмироносиц, дом Пушникова — рядом с Сергиевской церковью (перестроенной в XIX в.), дом в Крутом переулке (Олисова), связанный в единый ансамбль с Успенской церковью.
Внутренняя планировка и архитектурный тип всех трех жилых домов восходят к традиционному устройству старинного русского жилища. Точная их датировка пока неизвестна, но можно установить относительную последовательность возведения.
Дома сходны между собой по конструкции и внешнему облику. Их толстые стены выложены из крупного большемерного кирпича, помещения перекрыты сводами. Окна снаружи украшены кокошниками и фигурными обрамлениями. Углы домов и внутренние капитальные стены отмечены на фасадах широкими пилястрами, что напоминает бревенчатую стену, рубленную в «обло с остатком». Квадратные комнаты, подобные деревянным клетям, связаны сенями прямоугольной или какой-либо более сложной формы. В нижнем этаже, подклете, находились кладовые и кухни; в верхних этажах — парадные и жилые комнаты.
Древнерусские каменные дома едва ли не всегда имели наверху деревянную жилую надстройку. Эта особенность, подтвержденная многими старинными описями, впервые была детально изучена Ю. П. Спегальским на примере псковских жилых домов. Расположение лестниц внутри наружных стен нижегородских домов XVII в.показывает, что и над ними были срублены деревянные жилые этажи.
Такими же неотъемлемыми частями каменных городских домов являлись деревянные пристройки — светелки и чердаки, переходы и галереи, а главным украшением их простых объемов — деревянные нарядные крыльца, которые в соответствии с древнерусским обычаем — троекратной встречи почетных гостей — часто имели по три площадки, причем каждая завершалась отдельной фигурной кровлей в форме шатра или луковицевидной «бочки».
Такие крыльца вели непосредственно в основной, парадный, или жилой этаж дома. Впоследствии, когда крыльца были уничтожены, дверные проемы стали переделывать в окна. Живописный облик древнерусского каменного жилого дома дополняла деревянная кровля, нередко высокая, обычно покрытая на четыре ската, с поднимающимися там и тут высокими башенками труб — дымниц.
Самый старый из этих трех домов — дом Чатыгина (Почаинская ул., 27), называемый также домом Петра I, — он останавливался здесь на некоторое время, направляясь в 1695 г. в Азовский поход. В отличие от обычных домов того времени дом Чатыгина имеет два подсобных этажа, перекрытых, как и верхний, парадный и жилой этаж, сводами. С северной стороны, вдоль выходящей на реку стены второго яруса, располагалась деревянная галерея, а с западного торца — также деревянная пристройка, замененная при ремонте 1890 г., когда здание было приспособлено для исторического музея, каменной лестничной клеткой с наружным крыльцом.
Тогда же на окнах были поставлены гипсовые обрамления, рисунок которых вовсе не соответствовал прежнему образцу, фасады украшены печными изразцами. В настоящее время интерьерам и фасадам основной части дома возвращен первоначальный облик, лестница и крыльцо остались в том виде, какой они получили в XIX в.