Церкви Занарья. Другой композиционно объединенной группой культовых памятников Серпухова явлются церкви Занарья. Их вертикали, доминирующие над пологим склоном правого берега Нары, организуют пространство этой части Серпухова. Поскольку композиция общегородского ансамбля в основном определялась обращенным к реке фронтом застройки обоих берегов Нары, то и четыре церкви Занарья вытянулись равномерной цепочкой вдоль берега. Их спокойный ритм не нарушал напряженного звучания многочисленных вертикалей Кремля.
Все заречные церкви, построенные в первой четверти XVIII века, принадлежат одному историческому этапу становления местного зодчества. Эти храмы переходного типа, несмотря на типологическое единство с сооружениями предыдущего столетия, в основе композиции которых лежит «восьмерик на четверике», представляют дальнейшую разработку ранних прототипов на пути поиска самостоятельного архитектурного языка. Вместе с кубическим типом.представленным Троицкой церковью, тип ярусного сооружения, воплотившийся в церквах Занарья, был взят в 10-20-х годах XVIII века серпуховскими мастерами за основу и стал объектом их напряженных творческих исканий.
Из четырех храмов Занарья сохранились три: Сретенья, Никола-Бутки и Покрова. Церковь Богоявления (1713) была разрушена в 1930-х годах. Смотря на Сретенскую церковь (ул. Карла Маркса, 30), тоже думаешь о человеческом равнодушии. Состояние памятника настолько плохо, что, если не принять самые срочные меры, Сепухов вскоре утратит одно из лучших произведений местного зодчества.
Антиминс в «новопостроенную церковь Сретения да в придел Косьмы и Дамиана» был выдан в 1702 году. Следовательно, это сооружение, построенное «тщанием прихожан», следует считать самым ранним храмом переходного типа, открывающим интенсивную строительную деятельность города в первой четверти XVIII века. Всего шесть лет прошло с тех пор, как в кремле был освящен новый Троицкий собор, а автор Сретенской церкви проявил себя как вполне самостоятельный и оригинальный мастер. Что же могло измениться за столь короткий срок? Ведь процесс образования новых архитектурных форм не прост и не скоротечен. Лишь связав вызванное общим экономическим и культурным расцветом города зарождение местной художественной «школы» с поистине феноменальным по быстроте и естественности переворотом в художественной жизни России рубежа XVII — XVIII веков, можно понять и объяснить внезапность «скачка».
Гораздо труднее разгадать причину направленности творческого поиска серпуховских зодчих по пути выработки современного и самостоятельного языка на основе древнерусского зодчества. Нет, здесь не было ни бескрылого традиционализма, ни нарочитой архаизации и стилизации под известные архитектурные образцы. Объяснить повышенную невосприимчивость серпуховского культового зодчества к западноевропейской художественной культуре, освоение которой так характерно для петровского времени, можно лишь на основе анализа художественного мировоззрения местных мастеров. В дальнейшем мы еще вернемся к решению этой проблемы, а пока обратимся к Сретенской церкви.