Представители гостиной сотни. В начале XVIII века в Серпухове насчитывается 19 фамилий — представителей гостиной сотни, в состав которых входит более пятидесяти взрослых мужчин. Они ведут «отъезжий торг», осуществляя посредническую торговлю между Москвой и многими городами: Архангельском, Астраханью, Нижним Новгородом, Киевом, Ревелем, Нарвой и др. Серпухов же служит для них лишь в качестве перевалочного пункта.
Судя по «сказкам» купцов гостиной сотни, относящимся к 1704 году, их торговые операции были весьма значительны. Особенно крупную деятельность развивали Иван Сериков, Иван Плотников, Сокольниковы, братья Шиловы. Один только Сериков, широко пользуясь кредитом, закупал хлеба, рыбы и кож в течение года на сумму свыше трех тысяч рублей. Небезынтересно, что многие представители серпуховского купечества были выходцами из кузнецов и продолжали держать собственные производства железа, где купленная руда обрабатывалась «наемными работными людьми».
Новое значение Серпухова как крупного торгового города во многом объясняет размах развернувшегося здесь в конце XVII — начале XVIII века строительства монументальных храмов. Картина экономического подъема города нередко как в зеркале отражалась в его архитектуре.
«А ныне той церкви прихожане и вкладчики возымели, по обещанию своему, намерение на месте той деревянной церкви построить каменную».
В XVII веке строительство каменных храмов на серпуховском посаде и в слободах было событием редким. Только одна церковь Николы упоминается как каменная в «строельной» книге 1649 года. Сейчас на ее месте стоит более поздний ампирный храм, но старинный рисунок донес до нас облик этого интересного сооружения. Никольская церковь, украшенная редко встречающимся керамическим поясом из плит, часто упоминается в специальных исследованиях и датируется рубежом XV-XVI веков. Однако не только документы XVI века, но и опись города 1620 года отмечает церковь как деревянную.
Опираясь на эти факты, следует датировать памятник первой половиной XVII века. Можно также предположить, что для строительства своей первой приходской каменной церкви серпуховичи пригласили ярославских мастеров. Именно их самобытной художественной школе принадлежала композиция Никольского храма. Его небольшой кубической формы основной одноглавый объем фланкировали симметричные шатры, возвышающиеся над диаконником и жертвенником алтаря. Вертикали не были выделены в отдельно стоящие сооружения, а казались пристроенными. Эта единая компактная группа имела простой и цельный декор. Церковь, получившая название Николы Белого, была выстроена из местного известняка. И, видимо, ярославцы лишь руководили ее строительством, на котором работали серпуховские каменщики.