страны арктики

Рубрики

Нижегородский художественный музей

Памятники архитектуры Нижнего Новгорода.
Прямая линия широкого тротуара Верхне-Волжской набережной приведет вас к художественному музею. Размещается он в бывшем особняке пароходчика-миллионера Сироткина, построенном в 1913-1916 гг. архитекторами братьями Весниными в традициях русского классицизма. Гармоничность, строгость и спокойная величавая простота отличают это небольшое здание. Интересны также его интерьеры — парадная лестница, отделанная деревом, главный зал и соседняя с ним комната второго этажа, ее двери, камин и написанный А. А. Весниным плафон. Музей обладает собранием прекрасных произведений русской и западноевропейской живописи, графики и скульптуры. Это один из лучших областных музеев. Кстати, музей занимает еще одно историческое строение: здание бывшего губернаторского дворца (Кремль, корпус 3).

В нижегородском художественном музее можно увидеть среди прочих экспонатов и  замечательные иконы, и в том числе малоизученные, но уже получившие признание работы местных нижегородских мастеров, которые рассматриваются сейчас как отдельное направление владимиро-суздальской школы XIV-XVI вв.

Одни из них поражают лаконизмом безошибочно найденных сочетаний  локальных  цветов — «Преображение»  (вторая  половина XV в.), «Огненное восхождение Ильи Пророка» (начало XVI в.). Другие, как «Чудо Георгия о змие» (конец XVI- начало XVII в.), сверкают, подобно мозаике из драгоценных камней. На этой иконе слева изображен Георгии на коне, разящий извивающегося под ним дракона. Справа вверху, на фоне многочисленных куполов, башен и арок, запечатлена сцена возвращения царской дочери. Значительную часть правой стороны иконы занимает крепость, башни которой соединены между собой стенами, как бы поднимающимися по склонам горы, — типично нижегородский мотив. К строгановской школе относится икона «Царевич Дмитрий с изображением сцены убиения его в Угличе и сцены перенесения тела в Москву» (конец XVII в), с довольно реалистично написанным архитектурным фоном, в котором можно узнать силуэты Московского Кремля.

В музее есть прекрасные работы первых русских портретистов петровского времени. Григорию Одольскому принадлежит написанный в старинной манере портрет-парсуна нер-чинского воеводы И. Е. Власова (1695), известного основанием оловянных и серебряных рудников на новых землях. На портрете он представлен почти в полный рост, в статичной позе; привлекает внимание его умное, волевое лицо.

Совершенно в духе парадной западноевропейской живописи того времени изобразил Иван Никитин генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева. Написан портрет в 1729 г., уже после смерти этого видного военачальника и сподвижника Петра I: возможно, автор не только видел в жизни свою натуру, но и пользовался какими-то своими эскизами или ранее написанным портретом.

В музейной экспозиции особо можно выделить картины с видами Нижнего Новгорода, привлекавшего многих художников своей живописностью. Документальной точностью отличается общий вид города Н. Г. Чернецова (1838), который вместе с братом, художником, путешествовал по Волге, зарисовывая все достопримечательные места, встречавшиеся на пути.

Кисти А. К. Саврасова принадлежит пейзаж с Печерским монастырем (1871), где запечатлены широкие просторы Волги, обрывистые кручи ее правого берега с домиками монастырской слободы. Картина получила вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств 1871 г. и была приобретена П. М. Третьяковым.
В пейзаже К. Ф. Юона «Закат на Волге. Нижний Новгород» (1911) под горой на фоне кремлевской стены изображена не существующая сейчас церковь Симеона Столпника.

В экспозиции музея — один из лучших портретов И. Е. Репина «Мужичок из робких» (1877) и многие другие произведения русских художников конца XIX — начала XX в. Среди них ранняя работа Б. М. Кустодиева «Священник и дьякон, ожидающие приема у архиерея» (1907), которая, как и одно из последних больших полотен художника, «Русская Венера» (1925-1926), была передана в дар музею А. М. Горьким.
Кустодиева, подлинного певца старинных волжских городов, не раз вдохновляли пейзажи Нижнего Новгорода. Так, в подготовительном этюде 1912 г. к известной картине «Купчиха» на заднем плане виден характерный, хотя и несколько измененный, силуэт Рождественской строгановской церкви и ее колокольни. В окончательном варианте (Русский музей) автор отказался от излишней конкретизации места действия своего изумительного по выразительности персонажа, но особый нижегородский колорит еще более ощутим в картине.

От А.М. Горького в музей поступила также коллекция из одиннадцати произведений тибетского цикла Н. К. Рериха (1925), раскрывающего мир художника с его загадочными прозрениями совершенного будущего.

В небольшом собрании западноевропейской живописи — произведения Лукаса Кранаха старшего, Филипса Вауэрмана, Давида Тенирса младшего, Джузеппе Креспи.