страны арктики

Рубрики

Корпус Присутственных мест сгорел в 1809 году

Памятники архитектуры Нижнего Новгорода.
Корпус Присутственных мест сгорел в 1809 г. и только в 1827 г. был восстановлен и полностью перестроен: вместо прежних двух этажей сделано три, и хотя колонны и пилястры, украшающие фасад, были сохранены, лепные капители на них со временем оказались утрачены. Сюда перевели казармы местного гарнизона.

Впоследствии — с 1868 г. и вплоть до революции — тут размещался кадетский корпус. В южном крыле здания (сохранившего в этой части свой прежний вид) находилась квартира надзирателя кадетского корпуса Н. Ф. Нестерова, здесь родился его сын — знаменитый русский летчик Петр Николаевич Нестеров.

Архитектурная идея XVIII в. — создание кремлевской площади — нашла новое выражение в 1974 году: на месте, предназначенном для дома губернатора, было построено здание обкома КПСС (архитекторы В. Н. Рымаренко и В. В. Воронков). Ритм вертикальных треугольных пилонов придает ему сходство с Дворцом съездов Московского Кремля.

Главная ось сооружения и его центральный вход обращены к открытому пространству, к бровке высокого берега Волги. Такая ориентация в сочетании с удачно выбранным местоположением и торжественностью фасада делает это здание центром композиции всего кремлевского ансамбля и в то же время связующим звеном между площадью с корпусами XVIII в. и группой административных зданий в восточной части кремля, среди которых Дом городского Совета народных депутатов, построенный архитектором А. 3. Гринбергом в 1931 году. Своим полуцилиндрическим застекленным объемом зала заседаний и вестибюля основного входа здание обращено к главным воротам кремля — Дмитровской башне.

Автор, однако, недостаточно учел особенности расположения здания на рельефе, над косогором волжского берега, куда объемы внутренних уступов дворового фасада выходят как бы   случайно.   Вместе с тем архитектура здания подкупает ясностью и четкой функциональностью внутренней планировки. Достоинством ее является возможность раздельной эксплуатации групп помещений. Особенно интересен интерьер главного зала на 800 человек, устроенного в виде амфитеатра, под которым размещается фойе.

На площадь Минина и Пожарского перед Дмитровской башней и ближайшие радиальные улицы выходит ряд зданий, примечательных своей архитектурой, но еще более — связанными с ними историческими событиями. На самой площади стоит здание бывшей губернской гимназии.

Первоначальный проект архитектора А. Л. Леера, имевший коринфскую колоннаду и купол над актовым залом, не был утвержден из-за слишком парадного вида. В соответствии с духом николаевского времени здание получило в 1843 г. упрощенно-казарменную архитектуру. В 1936 г. оно было надстроено для Педагогического института, что полностью изменило его внешний облик. Однако интерьеры ряда помещений остались такими же, как во времена, когда здесь находились квартиры учителей гимназии. В одной из них до октября 1870 г. жил со своей семьей преподаватель физики и математики Илья Николаевич Ульянов.

Почти примыкая к зданию гимназии по улице Фигнер (№ 4), стоит дом, построенный в 1789-1792 гг. «фонтанных дел мастером» И. Немейером для первого нижегородского аптекаря Г. Эвениуса. Аптека, открытая в 1780 г. на этом месте, меняя владельцев, существовала до 1930-х гг. Здесь, на квартире Вильбушевича, в 1906 г. проходила конференция нижегородских социал-демократов-большевиков.
Архитектура здания, центральная часть которого выделена ионическими пилястрами, характерна для второй половины XVIII столетия. Обращенные к улице парадные комнаты второго этажа увеличены по высоте, что дало возможность устроить по дворовому фасаду дополнительный антресольный этаж и заполнить гладь стены над окнами повышенными завершениями наличников, свободные очертания которых сохранили еще барочный характер.

Почти все дома квартала, расположенного напротив по той же улице, принадлежали Дворянскому институту, где также преподавал И. Н. Ульянов. Основной корпус института построен в 1840-е гг. еще в духе позднего классицизма, фриз главного фасада украшен гербами уездов Нижегородской губернии на фоне сложных переплетений растительного орнамента. Весь комплекс строился по проекту архитектора А. А. Пахомова.

История Александровского дворянского института сохранила славные имена своих воспитанников, и среди них — известного композитора М. А. Балакирева, члена I Интернационала Г. А. Лопатина, который впервые перевел «Капитал» Карла Маркса на русский язык, и других.

Далее, на пересечении улиц Фигнер (до революции и после 90-х — улица Варварская) и Пискунова, стоит дом, построенный в 1836 г. по проекту архитектора И. Е. Ефимова. Здание прежде было жилым, сейчас в нем находится театральное училище. Строгий стиль его фасадов со слабо выступающими ионическими пилястрами, тяготеет, скорее, к архитектуре первых лет XIX в.

Проходя по площади к берегу Волги, мы увидим напротив ворот в кремлевской стене здание бывшей семинарии, где с 1848 по 1853 г. учился революционер-демократ Н. А. Добролюбов. Это типичный образец «казенной», как тогда говорили, архитектуры начала XIX в. Гладь стен нарушается только тремя рядами окон и рустовкой первого этажа. По оси главного фасада к нему как бы приставлен восьмиколонный дорический портик, приподнятый на тяжелом основании с арочными проемами, вместо фронтона портик завершается аттиком. Архитектор И. И. Межецкий составлял в 1823 г. проект и смету на постройку здания семинарии, но в дальнейшем потребовалось изменить и улучшить проект, который сочли слишком упрощенным. В 1827 г. проектирование перешло к А. Л. Лееру, закончившему строительство в 1829 г.

У Георгиевской башни кремля начинается Верхне-Волжская набережная, откуда с высоты нескольких десятков метров открывается прекрасный вид на реку, луга и заволжские дали. Здесь в 1940 г. был установлен памятник В. П. Чкалову. Бронзовая фигура, созданная скульптором П. А. Менделевичем, отличается монументальностью, голова ее выполнена с большим портретным сходством.

Автор использовал свои эскизы с натуры, сделанные при жизни летчика, — его гордое, волевое лицо с орлиным носом было словно создано для скульптуры, каждая черта выражала непреклонную решимость и богатырскую силу волгаря-самородка. Чкалов изображен в момент приготовления к полету с устремленным в небо взором. Гранитный цилиндрический пьедестал пластически крепко связан с фигурой, составляя с ней единое целое (архитекторы В. С. Андреев и И. Г. Таранов). На полированной поверхности камня высечена карта рекордного чкаловского перелета через Северный полюс в Америку.