Распятский монастырь. «А при котором государе строен о том справится непочему», — начал свой «репорт» подпоручик Михаил Темяшев, описавший в 1764 году строения и церковное имущество Распятского монастыря (Калужская ул.). И действительно, исторических сведений о памятниках этого незаурядного архитектурного ансамбля XVIII века сохранилось крайне мало. Известно, что еще в XVI веке на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Христова, впервые упоминаемая в Сотной книге 1552 года. По жалованной грамоте патриарха Андриана в 1665 году образован Новорождественский девичий монастырь, впоследствии переименованный в Распятский. Тогда же вместо обветшавшей церкви построили новую деревянную же шатровую церковь с трапезной на подклете, где разместился престол Иоанна Предтечи. Вскоре в монастыре развернулось строительство оригинального каменного собора, история создания которого до сих пор туманна и загадочна.
В истории русской архитектуры вообще часто приходится сталкиваться с отсутствием датировок или с крайним их противоречием. Иногда исследователю помогает большое количество аналогий, и тогда в общую цепочку развития зодчества встает еще одно пропущенное звено. Однако собор Распятия — памятник неожиданный и смелый, для Серпухова совсем нехарактерный. Да и откуда тут мог взяться нетрадиционный для русского храмового зодчества базиликальный (зальный) по типу собор, близкий к тем новым и непонятным даже в Москве зданиям, которые строили иностранные мастера в далеком Петербурге?
Поздние клировые ведомости сообщают, что собор построен в 1719 году «тщанием по устному преданию кн. Назареты Михайловны Гагариной». Документы подтверждают эту версию. В ноябре указанного года игуменья Распятского монастыря Евстолия обратилась в Патриарший казенный приказ с просьбой освятить новую каменную церковь, разрешение на строительство которой было получено в предыдущем, 1718 году.
Однако этот факт при полном отсутствии каких-либо других сведений не проясняет, а, скорее, наоборот, запутывает вопрос. Даже при беглом осмотре памятника можно установить два строительных периода. К тому же известно, что в середине XVIII столетия собор достраивался. Вероятно, по каким-то неясным причинам первоначальное строительство было прервано. Успели выложить стены, образующие в плане вытянутый прямоугольник с едва читаемой пучиной апсиды на восточном фасаде. Их возвели выше уровня равномерно расположенных окон с полукруглыми завершениями и прямоугольных порталов. Учитывая дату строительства, небезынтересно отметить, что единственным прообразом Распятского собора мог быть лишь строящийся в Петербурге Петропавловский собор, заложенный в 1712 году.
Много времени спустя строительство возобновилось и было окончено в 1751 году. Но уже не было ни первоначального проекта, ни начинавшего строительство архитектора. Серпуховский мастер не понял художественного замысла своего предшественника, который стремился добиться зальности и простора интерьера. Хотя внутреннее пространство и было расчленено с помощью шести столбов на три нефа, но из-за неоправданно огромных размеров опор, а также низких и глухих сводов оно было разобщено. Кроме того, интерьер был разделен и функционально. В здании помимо собора разместились трапезная с приделом Иоанна Предтечи и ризница.
В не меньшей степени разницу между первоначальным замыслом и его осуществлением определило и решение наружного объема. Вспоминая петербургские памятники первой половины XVIII века (церкви св. Пантелеймона и Рождества Богородицы), ожидаешь увидеть над основным горизонтальным объемом собора взметнувшуюся стройную вертикаль. Однако здесь на четыре внутренних столба был поставлен низкий глухой восьмерик, увенчанный граненым куполом со шпилем.
Памятник таит в себе еще много загадок и наверняка преподнесет будущим его реставраторам не один сюрприз. Пока же фасады собора покрывает поздняя штукатурка, а гладкий фриз и треугольные фронтоны на его боковых фасадах свидетельствуют, что и XIX век сказал здесь свое слово.
Архитектура собора серпуховского Распятского монастыря, в значительной степени лишенная вертикальной направленности, предопределила необходимость создания высотной доминанты всего ансамбля. И именно замечательная надвратная колокольня в сочетании с собором образовала красивую динамичную композицию. Место ее постановки определили исходя из задачи пространственной взаимосвязи ансамбля с главной улицей средневекового Серпухова — Тульской, проходившей вдоль берега Нары, у западной границы монастыря.
Надвратная колокольня, так же как и собор, не имеет точной датировки. Впервые «Святые ворота каменные» упоминаются в описи 1764 года, хотя анализ архитектурных форм, распространенных в строительной практике Серпухова на протяжении XVIII века, дает возможность отнести ее возникновение к сороковым годам этого столетия. В первую очередь обращает на себя внимание характерная для серпуховской архитектуры ясность и чистота предельно обобщенных форм. Здание четко разделено на три яруса и имеет строго центричную композицию. В первом, прямоугольном в плане ярусе расположены проезд Святых ворот с двумя калитками по бокам и «каменными палатками» над ними. Далее следует квадратный ярус с большой «кельей», несущий в свою очередь восьмигранный ярус звона, завершенный фигурным покрытием с барабаном, главкой и ажурным крестом.
Не менее показательно сдержанное убранство фасадов, имеющее явно выраженный плоскостной характер. Оно не разрушает форму и не загромождает плоскость стены. Его детали помогают зодчему искать красоту в самом существе архитектуры — в выразительности объемов и всей массы здания. Рустованные пилястры подчеркивают углы, плоские же легко членят стену, простые рамочные наличники, несколько усложненные на четверике «бровками», выявляют форму проема, а трехчастные карнизы-антаблименты ритмично завершают каждый ярус. Интересна обработка фризов ширинками — мотивом традиционным, заимствованным из памятников XVII столетия.
До перепланировки города в конце XVIII века Распятский монастырь занимал целый квартал. Его границы точно фиксированы каменной оградой, имеющей в плане форму неправильного четырехугольника. Она построена, вероятно, одновременно с надвратной колокольней, расположенной в центре ее западного участка, и сменила деревянную крытую тесом стену. В углах ограды поставлены четыре схожие по архитектурному решению башни. Их небольшие кубические объемы обретают большую композиционную значимость в пространственной организации ансамбля не за счет своих абсолютных размеров, а благодаря гармонической соотнесенности формы и декора. Снаружи глухие фасады башен отмечены мощными угловыми пилястрами с упрощенными дорическими капителями. Между ними помещены три филенки, из которых две боковые, меньшего размера, обработаны дощатым рустом. Со стороны же двора башни — простые хозяйственные постройки на подклете, перекрытом, как и основное помещение, сомкнутым сводом.
Ко времени строительства монументальных классических ворот, поставленных по красной линии Калужской улицы, Распятский монастырь был уже обычной приходской церковью. Ворота построены после перепланировки города в конце XVIII века для включения сложившегося в середине этого столетия ансамбля в новую конфигурацию квартала и создания парадного входа со стороны главной, Московской улицы.
Архитектура ворот Распятского монастыря выразительна и своеобразна. В основе их композиции — арка проезда, переброшенная между двумя широкими пилонами и врезанная в венчающий разорванный фронтон. Пилоны с калитками украшены тосканскими трехчетвертными колоннами с каннелированными муфтами в основании капителей. Утраченное завершение памятника состояло из главки на стройном барабанчике, стоявшей на гребне фронтона.