История и архитектура Нижнего Новгорода.
Строительство первых лет XX века в Нижнем Новгороде выделяется высоким качеством материалов и технического исполнения. Архитектура как общественных, так и жилых домов также стоит на высоком уровне, мало отличаясь от столичных образцов, тем более что большое участие в проектировании этих зданий принимают петербургские и московские архитекторы.
Эти годы были временем бурного распространения модерна, который в нижегородской архитектуре имеет в основном вполне рационалистический характер. Представителями нового стиля выступают архитекторы Е. А. Татаринов (новый корпус губернской гимназии, 1902), П. А. Домбровский («Дом трудолюбия» — благотворительные мастерские для престарелых и инвалидов, 1904; в сов. время это здание было надстроено для типографии и издательства «Горьковская правда», но полностью сохранена архитектура нижних этажей), С. А. Левков (дом Д. Казанского на Театральной площади, 1908), Л. Д. Агафонов (здание детского приюта, 1912; надстроено, сейчас Педиатрический институт), А. А. Вешняков, А. Н. Полтанов, Е. М. Мичурин и другие. Как большой мастер, выделяется Ф. О. Шехтель (здание банка M. М. Рукавишникова, 1912).
Характерный образец архитектуры начала XX в. можно видеть в доме № 35 по улице Пискунова. Зодчий (пока остающийся неизвестным) сумел органично соединить архитектурные формы с пластичными скульптурными и орнаментальными мотивами. Главный вход в здание заключен в изящно нарисованный подковообразный проем. Интересна отделка интерьеров деревянными панелями.
Заметное место в нижегородской архитектуре начала века занимает П. П. Малиновский (1869-1943), известный также своей общественной и революционной деятельностью. Правда, наиболее крупное его сооружение — собор в Сормове (1902) — возведено в традициях византийской церковной архитектуры: центрический объем с высоко вознесенным на парусах куполом окружают крестообразно расположенные полусферы; все же остальные здания, спроектированные им для Нижнего Новгорода, можно отнести к стилю модерн.
Малиновский на общественных началах руководил строительством Народного дома; при его открытии 5 сентября 1903 г. ф. И. Шаляпин дал концерт, средства от которого общественный комитет использовал для погашения долгов по сооружению Дома (в 1933 г. здание коренным образом перестроено для оперного театра). Кроме того, Малиновский строит деревянное здание клуба охотников на Волжском откосе (1904, ныне не существует), клуба служащих Сормовского завода (1901-1903, сейчас районный Дом пионеров) и большую школу в Сормове (1902-1904), где находился штаб сормовского вооруженного восстания 1905 года. Далее Малиновский переезжает в Москву и в ноябре 1917 г., когда Советское правительство принимало срочные меры по сохранению памятников архитектуры, кремлевских соборов и музеев, назначается гражданским комиссаром Кремля и затем председателем Комиссии по охране памятников искусства и старины Москвы и тринадцати центральных губерний.
В годы, предшествовавшие Великой Октябрьской социалистической революции, многие выдающиеся русские архитекторы обратились к более глубокому изучению исторических стилей, стремясь лучше понять основы искусства и мастерства древних зодчих, проявляя особый интерес к восстановлению национальных традиций.
К периоду этих поисков относятся: Спасская церковь (1903, академик архитектуры A.М. Кочетов), часовня при детском приюте гр. Кутайсовой (1905, архитектор Д. Вернер, не сохранилась), церковь на Старом кладбище (1916, академик архитектуры В. А. Покровский). Больше выражены черты эклектизма в здании Крестьянского поземельного банка (1916, архитектор Ф. О. Ливчак, сейчас Дом пионеров). Пожалуй, лучшим из памятников этого направления можно считать здание Государственного банка (ул. Свердлова, 26), построенное академиком архитектуры B.А. Покровским. Оно отличается своеобразной интерпретацией мотивов древнерусского зодчества, широким применением стенной росписи, майолики, художественной бронзы и кованого железа.
По проектам молодых московских архитекторов были сооружены особняки предпринимателей-пароходчиков на Верхне-Волжской набережной: дом Каменской (1912, архитектор Б. А. Коршунов) — фасад его повторяет мотивы вилл Палладио — и дом Сироткина (1913- 1916, архитекторы братья Л. А., В. А. и А. А. Веснины, сейчас
Художественный музей), построенный в традициях русского классицизма конца XVIII — начала XIX в.
В течение семи столетий, прошедших от основания города до Великой Октябрьской социалистической революции, Нижний Новгород жил общей экономической, политической и культурной жизнью со всей Россией. К началу XX в. сложилась основная сетка улиц городского плана, в котором исторические тенденции развития городского организма приведены к регулярному началу, сохранились прекрасные, высокохудожественные. памятники архитектуры, украшенные произведениями живописи и декоративного искусства.