История и архитектура Нижнего Новгорода.
Рост числа жителей Нижнего Новгорода вызвал в 1830-1840-е гг. еще более усиленное строительство жилых домов. Они возводились на пустырях и в свободных местах между старой застройкой в пределах городской черты, проходившей тогда по Полевой улице (сов. — ул. Горького). Еще в 1850-х гг., как и прежде, чуть ли не самый центр города рассекался пополам глубоким оврагом с глинистыми обрывами и густыми зарослями кустарников. По дну оврага протекала речка Почайна, на которой были устроены запруды и стояли водяные мельницы.
Для все более оживленного движения гужевого транспорта городские улицы скоро становятся тесными, подъемы от реки в верхнюю часть города слишком крутыми. Положение быва-66 ло особенно напряженным в дни ярмарки. В связи с этим выпрямляется Рождественская улица (сов. ул. Маяковского), срезается выступающее основание холма под Рождественской церковью, где строится подпорная стенка.
Для улучшения движения по Кремлевскому съезду выдвигается проект сноса Ивановской башни, ворота которой были слишком узкими. Объявляются торги для привлечения желающих выполнить работы по разборке башни, но они оказываются слишком дорогими, и тогда решено было сделать ворота в стене рядом с башней. В 1834-1838 гг. пробивают четверо дополнительных ворот в кремлевской стене — у Ивановской, Дмитровской, Кладовой и Георгиевской башен, что наряду с устройством проходов через Духовской и Борисоглебский «пролазы» в новой стене, заменившей в 1833 г. разрушенную оползнем, тесно связало кремль с городом, устранив его былую изолированность.
Принимаются меры по коренному улучшению сообщения между нижней и верхней частями города: устраиваются Похвалинский и Зеленский съезды, для последнего в 1834 — 1837 гг. вдоль кремлевской стены вырыли глубокую выемку. Крепостные рвы были засыпаны, и на их месте разбиты бульвары.
В 1838 г. утверждается новый план города, поскольку задуманные в то время крупные инженерные работы и мероприятия по благоустройству не укладывались в рамки плана 1824 г. Особое внимание обращалось на внешний вид города со стороны Волги. Верхняя бровка берега, имеющего высоту около 80 м, была спрямлена, овраги засыпаны, склоны выровнены на всем протяжении от кремля до черты города. Здесь была устроена Верхне-Волжская набережная, которая и сейчас остается одним из красивейших мест города. С обоих ее концов — от Георгиевской башни и от Сенной площади — с одинаковым уклоном, встречаясь внизу в центре участка, спускаются два съезда — Георгиевский и Казанский; на самом склоне разбит живописный Александровский сад, густая зелень которого контрастирует с гладкими плоскостями ровно спланированных откосов.
Таким образом, новая часть города, не имевшая еще в то время капитальной застройки, заранее получила инженерно подготовленную схему композиции своего речного фасада.
К 1830-м гг. относится неосуществленный проект устройства такой же прямой набережной по берегу Оки к западу от кремля, где через овраги должны были быть перекинуты мосты, подобные Березуйскому виадуку в Калуге.
В 1840-е гг. в Нижнем Новгороде строятся крупные административно-общественные здания: гауптвахта, губернская гимназия (архитектор А. Л, Леер), губернаторский дом (архитектор П. Д. Готман), арсенал, «тюремный замок», Дворянский институт (архитектор А. А. Пахомов) и другие сооружения, а также интенсивно развивается жилое строительство — в основном двухэтажных доходных домов небольших размеров.
Хозяин жил обычно не в лучшей части дома или селился отдельно в небольшом дворовом флигеле, тогда как дом, выходивший фасадом на улицу, целиком предназначался для наемных квартир, которые размещались по одной или по две на этаже. Часто дома строились полукаменными с вторым деревянным этажом.
Деревянные здания штукатурились и в этом случае по внешнему виду не отличались от обычных каменных, а если обшивались досками, то с повторением архитектурных форм каменных сооружений. В оформлении фасадов непременно использовались пилястры с капителями и базами, карнизы и наличники с профилями классических ордеров. Углы домов обрабатывались рустовкой, которая в деревянных домах удачно имитировалась обшивкой плашками, закрывающими щели между досками.