История и архитектура Нижнего Новгорода.
Дальнейшая детальная разработка планировки нижегородской ярмарки, как и составление проектов отдельных зданий, строившихся в первую очередь, очевидно, должна была входить в обязанности обычно сотрудничавшего с Бетанкуром начальника чертежной архитектора Огюста Монферрана. И в самом деле, в Музее Академии художеств в Петебрурге имеются подписанные им чертежи проекта церкви св. Макария, названной позднее Спасским староярмарочным собором, перспективы и рисунки деталей ряда других зданий ярмарки.
Основную массу строений ярмарочного Гостиного двора составляли шестьдесят однотипных двухэтажных корпусов чисто утилитарного назначения, сорок восемь из них были поставлены рядами перпендикулярно реке Оке. Первые этажи этих зданий, предназначенные для торговли и складов товаров, имели широкие проемы, наглухо закрывавшиеся полотнищами ворот. Тротуары перед ними были перекрыты навесами, образовывавшими галереи по всей длине ярмарочных рядов. Вторые этажи, отведенные под конторы и жилье купцов и приказчиков, освещались небольшими окнами, редко размещенными на гладких плоскостях стен.
Улицы-проходы между корпусами замыкались с одной стороны фасадами Главного ярмарочного дома, с другой — классическими портиками и пагодообразными башенками Китайских рядов. Детали их декора должны были символизировать торговые связи с Китаем и другими странами Азии, как, например, раскрашенные под фарфор скульптуры сидящих китайцев, выполненные по рисункам О. Монферрана и установленные на углах здания. Все это выделяло Китайские ряды среди остальных корпусов, имевших предельно упрощенную архитектуру.
На фоне низких монотонных рядов торговых корпусов празднично выделялись крупные объемы Спасского собора и Главного дома, соединенные между собой широким бульваром. В центре Главного дома находился поднятый на высоту второго этажа большой зал для торжеств, балов и всяческих увеселений. Проходы между столбами, на которых основывался зал, были раскрыты на четыре стороны, и, таким образом, можно было свободно пройти через всю ярмарку по оси комплекса. Фасад Главного дома украшал портик коринфского ордера, приподнятый на аркадах нижнего яруса. На время ярмарки в этот дом переезжал губернатор со своей канцелярией, а в боковых корпусах, стоявших по обе стороны от главного, размещались полиция, коммерческий банк, почта и лазарет.
После смерти в 1824 г. А. А. Бетанкура руководство строительством ярмарки перешло к инженеру Р. Р. Бауса. Ансамбль получил завершение — по главной его оси за собором поднялась колокольня с жилым корпусом при ней (1826, архитектор А. Л. Леер). В 1828 г. на линии, поперечной к основной композиционной оси, по ту и другую стороны Бетанкуровского канала А. Л. Леером были построены татарская мечеть и армянская церковь: комплекс Гостиного двора теперь был связан с окружающей его не слишком упорядоченной деревянной застройкой — лавками, балаганами, гостиницами и постоялыми дворами, среди которых возвышался объем ярмарочного театра. Дома стояли вдоль улиц, разбитых параллельно осям ансамбля Гостиного двора, который раскрывался к реке и был ориентирован на старый город, раскинувшийся на противоположном, высоком берегу Оки. Таким образом, Нижний Новгород как бы перекинулся за реку и теперь, впервые в его истории, наметилась архитектурная согласованность застройки обоих берегов широкой реки.
В начале XIX в. некоторые государственные деятели России считали, что после перевода ярмарки в Нижний Новгород «сей город оною возведен будет на степень третьей Государственной столицы». Это предсказание отчасти оправдалось — город стал развиваться ускоренными темпами, в основном сохранявшимися на протяжении всего столетия.
Уже к 1825 г. население его удвоилось, достигнув 16 тысяч жителей, а к 1841 г. снова выросло вдвое -до 32 тысяч. В 1824 г. утвержден новый план Нижнего Новгорода, в который была включена Канавинская слобода и территория ярмарки.
В плане, подписанном архитектором В. И. Гесте, учтены результаты перепланировочных работ и изменений, внесенных в проект 1770 г. при его осуществлении. Новый проект предусматривал увеличение территории города, в нем больше учитывались особенности рельефа, что значительно сокращало работы по засыпке оврагов и осушению прудов. Сетка улиц нагорной части города, закрепленная проектом планировки 1824 г., в значительной степени сохранилась до наших дней. Конечно, с ростом города план его время от времени уточнялся и изменялся, застройка уплотнялась, а границы города расширялись.
В результате планировочных мероприятий в Нижнем Новгороде к XIX в. сложилась вполне определенная сословная структура городского плана, что нашло яркое отражение в старых названиях улиц, сохранявшихся вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.