страны арктики

Рубрики

Усадьба Талашкино

адрес: Смоленская область, Смоленский район

В 18-и километрах от Смоленска вас ждет встреча с поразительным уголком Смоленщины, имя которому Талашкино. Оно лежит в километре от шоссе, за широкой березовой аллеей. К сожалению, до наших дней не дожили многие удивительные постройки Талашкина: расписные ворота, театр, мастерские. Старинный парк, заложенный, наверное, еще в XVIII веке, придает усадьбе, превратившейся ныне в историко-художественный заповедник, свой неповторимый колорит. Вековые дубравы парка, озера и река-красавица Сож манят своей красотой.

С 1893 по 1914 годы Талашкино являло собой довольно крупный центр российской художественной жизни, схожий с Абрамцевым. Взяв за цель возродить народные художественные ремёсла, хозяйка усадьбы княгиня Мария Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские.

В центре парка на месте вырубленной зеленеет вновь посаженная березовая роща. Среди деревьев и кустарников более чем трех десятков видов вы встретите экзотические, которые прижились на Смоленщине, «обрусели»,- американский и серебристый клен, веймутова сосна, черный и пирамидальный тополя, туя.

По дубовым и липовым аллеям здесь гуляли И. Е. Репин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих и многие другие художники, музыканты, артисты. Столетние деревья стоят близко друг к другу, а за зеленым барьером кустарника вы неожиданно обнаруживаете на невысоком холме сказочную избушку: необычайно яркий, сверкающий на солнце разноцветьем ликующих красок резной Теремок.

Лучшее название, пожалуй, для такого сказочного здания, созданного по проекту работавшего здесь, на хуторе Фленово, художника С. В. Малютина, трудно придумать, потому что разнообразнейшие украшения, в которые дом наряжен, заимствованы из сказок. Резные расписные наличники «населяет» пестрый сказочный мир: тут и солнце, и причудливые травы, и жар-птица, и лебедь, и символ бессмертия — шишки, и летящие совы, и зеленые драконы,
и медведь.

Предназначавшаяся поначалу для библиотеки двухэтажная деревянная изба на каменном основании выглядит волшебной скрыней, как в старину на Смоленщине называли сундуки, где хранились драгоценности. Да так, собственно, оно и есть, потому что в ней хранятся   замечательные   образцы   народного творчества Мебель, всевозможная утварь, игрушки, вышивки и т. д,

Талашкинский Теремок

Певица и художница, общественная деятельница, устроительница многих выставок в России и за рубежом создательница музея «Русская старина» Мария Клавдиевна Тенишева приобрела Талашкино в 1893 году. Она не только составила коллекцию акварелей и рисунков, 500 из которых передала в дар Русскому музею, но и была автором произведений, получивших европейскую известность. В Теремке вы увидите ее работы: портал двери с эмалевыми вставками, в центре которого изображен Георгий Победоносец на белом коне, поражающий дракона. Задавшись целью восстановить древний способ изготовления эмали, М. К. Тенишева преуспела в тонком кропотливом искусстве. В 1916 году она защитила диссертацию «Эмаль и инкрустанция», которая была отмечена золотой медалью и позднее вышла отдельной книгой.

С помощью капиталов своего мужа — крупного промышленника — княгиня сумела создать в Талашкине настоящий художественный центр. Стремясь приблизить старину к запросам современной жизни, кружок, собравшийся вокруг Тенишевой, опираясь на народное крестьянское творчество, принялся за возрождение народных ремесел. В Смоленске Тенишева открыла рисовальную школу, а в Талашкине — мастерские, в которых крестьяне-ремесленники по эскизам художников занимались резьбой по дереву, гончарным делом, вышивкой.

В Теремке демонстрируются замечательные изделия из дерева с резьбой и цветной росписью, мебель, керамика, чеканка, литье. «Столярно-художественная индустрия», как называл мастерские их руководитель Малютин, выпускала различные бытовые предметы, игрушки, вышивки (2 тыс. крестьянок работали вышивальщицами в Талашкине). Лучшие изделия демонстрировались на выставках в Смоленске, Петербурге, Париже, Риме, Праге, продавались в московском магазине «Родник».

Вглядитесь, как опоэтизированы предметы быта. Вот долбленные из целого куска дерева ковши-скопари в виде утицы, головы коня или доски с изображениями рисунка трав, цветов, фантастических животных, служившие украшением крестьянских изб. Талашкинские умельцы под руководством прославленных мастеров русского искусства создавали вещи утилитарные и одновременно высокохудожественные, будь то шкатулки, рамки, стулья или различная утварь. Один из залов музея целиком посвящен творчеству С. В. Малютина, советского академика живописи, автора известной теперь всему миру русской матрешки.

Однако деятельность талашкинцев не ограничивалась областью прикладного искусства. На сцене усадебного театра шла опера Н. П. Фомина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Композитор И. Ф. Стравинский работал вместе с Н. К. Рерихом здесь над сценарием балета «Весна священная». При сельскохозяйственной школе был создан оркестр балалаечников, получивший высокую оценку В. В. Андреева и с успехом дававший Концерты в Смоленске.

Часто в имении устраивались музыкальные вечера, выступал смоленский гусляр-певец С. П. Колосов, пела М. К. Тенишева. Перед вашими глазами предстанет уникальная коллекция росписей балалаек по эскизам К. А. Коровина, С. В. Малютина, М. К. Тенишевой, М. А. Врубеля.

Особенно выделяются врубелевскпе «Морская царевна», «Касатка», «Добрыня и Змей Горьшыч», очень сложные по композиции и изысканные по цвету. Приезды И. Е. Репина, Н. К. Рериха, К. А. Коровина, М. А. Врубеля в Талашкино составляют особые страницы в творческой биографии каждого из них и в жизни смоленского художественного «гнезда» в целом. Да и только ли их! Сколько произведений Я. Ф. Ционглинского, П. П. Трубецкого, К. А. Сомова, А. А. Куренного, П. П. Соколова, А. Н. Бенуа, Н. А. Гоголинского, М. В. Нестерова, И. Я. Билибина связано с Талашкином.

Рядом с Теремком на пригорке среди деревьев прячется еще одно сказочное талашкинское диво — это церковь Святого духа. На втором этаже Теремка, где экспонируются работы Рериха и Врубеля,- два эскиза последнего, представляющие проект талашкинского храма. На конкурс было представлено 12 вариантов, одобрили малютинский. За год в Талашкине появился прекрасный памятник, придающий определенную законченность пейзажу.

С самого начала церковь Святого духа вызывала неодобрение церковников, заметивших нарушение общепринятых канонов в построении и украшении храма. Покрытое керамической, блестевшей на солнце плиткой, с цветными стеклами и резными дверьми здание, украшенное трехъярусными поясами кокошников, и теперь поражает многокрасочным оформлением все в том же сказочном, праздничном духе.

Над отделкой церкви особенно много трудился Н. К. Рерих, горячо поддерживавший идею возрождения народных кустарных промыслов. Он занимался вместе с М. К. Тенишевой археологическими раскопками, писал архитектурные этюды, эскизы декораций для театра. По его эскизам в талашкинских мастерских создавалась мебель, керамика. Несколько лет Рерих работал над росписью, фрагменты которой сохранились. Над главным входом и на своде памятника художник выполнил монументальное мозаичное панно «Спас Нерукотворный».

…Возвращаясь из Талашкино и его Теремка, вы словно возвращаетесь из детства с его праздником красок, узоров, радости открывания нового неизведанного мира.

Сейчас в Талашкино размещается филиал Смоленского музея «Теремок». Территория музейного комплекса небольшая. Туристам показывают четыре объекта — Главную усадьбу с колоннами, бывшее здание школы, Домик – Теремок и церковь Святого Духа.