страны арктики

Рубрики

Музей-усадьба М.И. Глинки

Музей-усадьба М.И. Глинки

Одно из самых почитаемых мест в окрестностях города Ельни Смоленской области — усадьба Новоспасское (21 км от Ельни), где родился и провел детство основоположник русской классической музыки М. И. Глинка. «В глинковской «Камаринской», как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа»,- писал о творчестве М.  И. Глинк композитор П. И. Чайковский, а критик В. В. Стасов отмечал, что «во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии». Если Пушкин подарил нам бессмертный язык классической литературы, то Глинка — творец отечественной музыкальной классики, открывший к тому же и «золотой век» музыкальной Пушкинианы.

Первоначальное название усадьбы «пустошь Шатьково» по расположенной рядом деревне Шатьково. В 1750 г. она перешла во владение деда будущего композитора — отставного майора Николая Алексеевича Глинки. В 1654 г. образован православный приход в честь Преобажения Господня (Спаса) и село получило название Спасское. По названию церкви усадьба стала называться Новоспасской.

Старого дома давно не существует. Проданный на своз, он затерялся то ли в Коломне, то ли еще где-то. И здание под сенью старых деревьев — лишь имитация. Кстати, когда начались восстановительные работы, были вскрыты остатки фундамента предшествующего, более скромного дома, в котором, собственно, и родился композитор. Он был выстроен дедом М. И. Глинки в лесной глуши Пустоши Шатьковой в конце XVIII века, на берегу безымянного ручья, неподалеку от места впадения его в Десну.

В дальнейшем ручей перегородили в нескольких местах плотинами. Образовался каскад прудов, уступами нисходящий к реке. Два из них и теперь заполнены водой, остальные высохли. Каскад водоемов служил композиционной осью парка, разбитого вокруг дома, перед фасадом которого был цветочный партер, спускавшийся к реке. (Реставраторы обнаружили на территории усадьбы остатки большой оранжереи.)

Отец М. И. Глинки выписывал саженцы и луковицы редких растений из Петербурга, Риги, из-за границы. Но основу парка составляли наши российские дубы, березы, вязы, ясени, клены. И хотя во время войны гитлеровцы вырубили много деревьев, пустив их на дзоты, в Новоспасском сохранилось все же 300 старых деревьев, а среди них — девять посаженных самим Глинкою дубов. Жив и тот дуб-исполин, под которым сочинялась партитура «Руслана и Людмилы».

Особую прелесть парку придавала Десна. В ее чистой воде водились окуни, голавли, щуки, плотва. На реке сохранились остатки мельницы. Десна служила естественной границей парка. На «острове муз» стояла беседка, где собирались гости слушать музыку в исполнении оркестра крепостных крестьян, принадлежавшего дяде М. И. Глинки.

Будущий композитор слушал эти концерты, сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач. В пробуждении музыкальных способностей Глинки большую роль сыграла и няня Авдотья Ивановна. Крепостная крестьянка, она славилась на всю округу как сказочница и мастерица петь песни. В записках, написанных в последние годы жизни, М. И. Глинка признавался: «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии Я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

Композитор был глубоко убежден, что «музыку создает народ, а мы, художники, только аранжируем ее». На формирование его мировоззрения заметное влияние оказал друг А. С. Пушкина, будущий декабрист В. К. Кюхельбекер — один из воспитателей юного Глинка. По соседству с Новоспасским, кстати, находилось одно из декабристских «гнезд» — имение П. П. Пассека Крашиево, где собиралась местная передовая интеллигенция. Не случайно, что после восстания на Сенатской площади М. И. Глинку подвергли допросу как человека, связанного с бунтовщиками.

Глинка очень любил Новоспасское. И куда бы ни уезжал, неизменно возвращался в Смоленск и в родные пенаты. Спасские впечатления неизменно находили отражение в его творчестве.

На окраине Новоспасского стоит усадебная церковь, построенная дедом Глинки в XVIII веке. Рядом с этим памятником провинциального барокко похоронены родители композитора, а с самой постройкой связаны события 1812 года.

Глинка многое слышал о борьбе с французами от своего дальнего родственника Ф. Н. Глинки. Далеко шла молва о подвиге смоленского крестьянина Семена Силаева, который предпочел смерть измене. Дядя будущего композитора был тысячным начальником ополчения по Ельнинскому уезду. Когда в 1812 году французские фуражиры ворвались в Новоспасское, они хотели забрать золоченые оклады с икон. Но крестьяне вместе со священником И. Стабровским — первым учителем М. И. Глинки — заперлись в церкви. Разъяренные неудачей мародеры кинулись грабить имение и дом священника.

Новоспасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов и отличался густым звоном, звук которого слышался на 10 верст в округе. В честь победы над Наполеоном в Новоспасской церкви целый день звонил колокол. Может быть, его музыку мы сегодня слышим в финале оперы «Иван Сусанин»? Однако история с колоколами имела продолжение.

В 1941 году Десна обозначала линию обороны, вдоль реки от Шатькова озера тянулись окопы. Здесь яростно сражалась с врагом 222-я стрелковая дивизия, которая закончила боевой путь в Германии, получив название Бранденбургской. В 1941-м немецкие танкисты обстреляли церковь. И до сих пор на ней видны выбоины, снаряды попали в трапезную и колокольню. Правда, колокола успели снять и затопить в реке. Но кто-то сообщил об этом фашистам, и те вывели на мороз священника, стали обливать ледяной водой, требуя рассказать, где спрятаны колокола. Он молча погиб под пытками…

После войны один из новоспасских колоколов нашли и стали использовать на железнодорожной станции под Ельней. Колокол стал подавать сигналы к отправлению поездов. Однажды знакомый «голос» услышала проезжавшая мимо дальняя родственница М. И. Глинки. Надпись на колоколе подтвердила, что она не ослышалась: «Отлит для церкви села Новоспасское»,- значилось там. Так в мемориальном глинковском зале смоленского музея появился новый экспонат.

В 1976 году по решению Министерства культуры РСФСР и Союза композиторов началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 мая 1982 года был открыт музей-усадьба М. И. Глинки. Спасо-Преображенская усадебная церковь была отремонтирована лишь в девяностых годах и в настоящее время является действующей.

адрес: Смоленская область, Ельнинский район, с. Новоспасское,
музей-усадьба им. Глинки