История и архитектура Нижнего Новгорода.
В петровские времена каменные сооружения в Нижнем Новгороде перестали быть редкостью. Обстраиваются жилыми и хозяйственными постройками монастыри. В кремле в конце XVII — начале XVIII в. на бровке горы, севернее Спасского собора, была возведена группа каменных зданий общественного назначения, где последовательно помещались монетный двор, архиерейский дом с открытой при нем в 1722 г. славяно-греческой школой и, наконец, больница.
Вне кремля, около Дмитровских ворот, строится каменная Мытная изба, где «сидели» чиновники, собиравшие пошлину за право торговли. На чертежах, снятых перед сносом здания в 1877 г., показано невысокое одноэтажное строение с тремя сводчатыми помещениями, в каждое из которых вел отдельный вход из длинных сеней. Там же находилась лестница, что говорит о вероятности существования в прошлом верхней деревянной надстройки.
Внизу, у реки, были построены каменная таможня и ратуша, учрежденная согласно новому положению о городском самоуправлении. Там же, на Торгу, строятся каменные лавки для торговли и амбары для хранения товаров. Значительно выросло и число каменных церквей — за первую четверть XVIII столетия в городе прибавилось десять новых церковных зданий.
Конец XVII — начало XVIII в. — время больших изменений в жизни страны, в культуре, быту, во внешнем облике русских городов. Россия быстро догоняла более развитые страны Западной Европы. В строительстве, пользовавшемся поддержкой Петра I, повторялись современные европейские образцы.
Это направление явилось основным и единственным в архитектуре столичного Петербурга, оставив отдельные памятники в Москве и ряде других городов. В Петербурге были сосредоточены лучшие, передовые архитектурные силы, там разрабатывались типовые проекты жилых домов и зданий нового назначения, каких прежде не строили на Руси.
Провинция же еще длительное время развивалась своим самобытным путем. Провинциальное зодчество начала XVIII в. отличается большим разнообразием в композициях зданий, их типах, в характере деталей. В каменных и тем более деревянных жилых домах, как и в большинстве церквей, долгое время сохраняются и продолжают развиваться формы, зародившиеся еще в Древней Руси.
В нижегородских постройках, о внешнем облике которых сохранились некоторые сведения, новые веяния столичного зодчества не нашли существенного отражения. Все довольно многочисленные каменные здания этого периода — жилые, общественные или культовые — строились или в характере архитектуры, близкой XVII столетию, или в своеобразном новаторском стиле, соединявшем старорусские традиции с классическими ордерами или отдельными их элементами. В сооружениях этого типа все больше использовались сочетания правильных геометрических форм и фигур, определявшие как план самого здания, так и начертание всех его деталей. Общей чертой архитектуры конца XVII — начала XVIII в. стала любовь к яркой многоцветности в отделке, к применению белокаменной резьбы и блестящих глазурованных изразцов.