страны арктики

Рубрики

В архитектурных памятниках Нижнего Новгорода

История и архитектура Нижнего Новгорода.
В архитектурных памятниках Нижнего Новгорода XVII в. представлены все этапы развития русской шатровой архитектуры, ее расцвета и угасания. Еще до того как строительство шатров на церквах было запрещено церковным собором 1653 г., они зачастую трактовались как символический, чисто декоративный элемент.

Архангельский собор в кремле представляет собой классический образец сооружения, где шатер открыт на всю свою высоту в интерьер церкви. Такое же объемно-пространственное решение имеет и Евфимьевская церковь Печерского монастыря (1645), пол которой поднят на значительную высоту, поскольку она стояла над воротами монастырской ограды.

Шатер, завершающий Успенскую церковь Печерского монастыря (1648), утрачивает свою конструктивную роль, а внутреннее пространство храма, перекрытое сомкнутым сводом, похоже на обычные интерьеры церквей второй половины XVII в. Подобный объемно-конструктивный замысел имеет и Успенская церковь Благовещенского монастыря с ее двухшатровым завершением.

С постройки в 1649 г. крупной, соборного типа церкви Жен-мироносиц на горе за речкой Почайной началась постепенная замена деревянных приходских церквей Нижегородского посада каменными строениями. Они сооружаются на средства богатых жителей посада или содружеств посадских людей, что в условиях феодального государства приводило к значительной демократизации церковной архитектуры, облегчая проникновение в нее светского начала.

Почти все эти церкви были пятиглавыми, стены их основного четверика расчленялись на три части плоскими лопатками и завершались широким кирпичным карнизом и закомарами-кокошниками; различались они лишь размерами и отдельными архитектурными деталями. Это не существующие в настоящее время или перестроенные церкви: Ильи Пророка на Ильинке (1655), Николы (1656), Троицы (1663), Козьмы и Дамиана на Нижнем посаде, а также несколько более поздние — Иоанна Предтечи на Торгу (1683) и Казанской Богоматери на Почайне (1687).

Нижнепосадские церкви Рождества на Бичеве и Николы, «что у Гостиного двора», как и Воскресенскую в Кремле, строил купец-солепромышленник, строительный подрядчик и, возможно, сам мастер каменного дела Семен Задорин; церковь Иоанна Предтечи возводилась на средства Гаврилы Дранишникова, Троицы — на средства Ивана Языкова, а церкви Казанской Богоматери, Сергия (1702, перестроена в 1865 г.; находится на нынешней ул. Урицкого) и Успения на Ильинской горе (1672) — на средства Афанасия Олисова.

Богатое купечество постепенно строит себе и каменные жилые дома. С 1680-х гг. по всем городам России число их заметно увеличивается. В Нижнем Новгороде эти дома составляли вначале незначительный процент от общей застройки, но само их появление ознаменовало переход к новым, более прогрессивным методам строительства и заметно сказалось на изменении всего облика города.

Каменные купеческие дома строились как бы группами в трех местах: на Верхнем посаде, напротив кремлевской стены, между Дмитровской и Георгиевской башнями (там стояло несколько домов, два из них принадлежали Пушниковым); на Ильинской горе, в районе современных улиц Краснофлотской и Гоголя (дома Бирюкова, Гурьева, Пушникова и других); на Нижнем посаде, где часть домов располагалась прямо на склоне горы, как в усадьбе Строгановых на Окском откосе или как дом Чатыгина на круче Почаинской улицы. Из этих построек до наших дней сохранились: дом Чатыгина (Почаинская ул., 27), дом Пушникова (ул. Гоголя, 52) и дом Олисова (Крутой пер., 7).

Внешний вид, внутренняя планировка и конструкция жилых нижегородских домов конца XVII в. в целом еще не отходят от традиций допетровской Руси, но в них появляются и новые черты. Если прежде дома были рассчитаны на восприятие их с близкого расстояния — из замкнутого пространства огороженного тыном двора, то в конце XVII — начале XVIII в. возникает стремление к парадному оформлению обращенного к улице фасада, хотя и выдержанного еще в формах древнерусской архитектуры. Новое проявляется ранее всего в декоративной обработке интерьера, в лепных украшениях сводов, а также в некоторых технических новшествах — в прямоугольной форме окон, новых типах переплетов, дымовых трубах, черепичных кровлях и т. п.