История и архитектура Нижнего Новгорода.
Площадь, образовавшаяся перед Дмитровскими воротами нижегородского кремля, имела неправильные очертания. На ней стояли две церкви — Казанская и Дмитриевская, «царев кабак да изба таможенника», содержавшего заодно харчевню. Отсюда начиналась Дмитриевская улица, подводившая к Варварским воротам. От Дмитриевских же ворот и почти до Никольских вдоль кремлевской стены, по наружной бровке рва, двумя рядами тянулись кузницы. Их было здесь тридцать восемь, то есть почти все нижегородские производственные мастерские этого рода размещались в самом центре города (еще четыре стояли на Ильинской улице).
За линией кузниц до Дмитровских ворот мимо Никольской церкви пролегала Никольская улица — по направлению нынешней улицы Свердлова — и подводила к Никольским воротам Нового острога. Далее стены Нового острога спускались в Почаинский овраг, где боярином Лыковым был построен мост через речку Почайну, и поднимались к башне, высящейся над противоположным склоном оврага. Отсюда стена острога шла к перекрестку современных улиц Краснофлотской и Урицкого, где стояли Ильинские ворота, продолжалась по бровке Турунова (теперь Успенского) оврага и спускалась к берегу реки, пересекая нынешнюю площадь Маркина.
Краснофлотская улица появилась в результате выпрямления прежней Ильинской улицы, представлявшей собой городской участок большой Московской дороги, проходившей через старые Ильинские ворота по располагавшейся на территории Старого острога Ямской слободе и далее через Новый острог, у церкви Ильи Пророка спускаясь к реке и Торгу.
Дорога из Москвы, пролегавшая прежде по высокому берегу Оки от Горбатова, где была переправа через Оку, имела и другой въезд в город — через Никольские ворота Старого острога. Отсюда улица шла мимо церкви Покрова Богородицы, по имени которой она и получила впоследствии свое название — Большая Покровка.
Весь город был сплошь деревянным — в течение долгих столетий дерево оставалось самым дешевым, доступным и удобным в обработке строительным материалом, а жилые деревянные дома при старых системах печного отопления были наиболее теплыми и гигиеничными. Однако постоянная опасность пожаров вынуждала перейти к каменному строительству. Начало ему положило сооружение ряда каменных церквей в первой половине XVII в. В 1631 г. был завершен новый Архангельский собор, а за десятилетие, с 1645 по 1655 г., построены девять из двадцати двух каменных церквей, возведенных за весь XVII в. В конце столетия кроме каменных церквей и корпусов келий в монастырях в городе начали строить каменные жилые дома и общественные здания.
После экономического кризиса и гражданской войны начала XVII в. жизнь в стране постепенно налаживалась. Восстановление соборов Нижегородского кремля, игравших тогда роль центра духовной и в какой-то мере общественной жизни, явилось предметом особой заботы московского прави-40 тельства. Спасский собор, в основном сохранившийся от XIV в., был капитально отремонтирован, а полуразрушенный Архангельский полностью перестроен в высокий шатровый храм, что отвечало его новому назначению — памятника победы народного Нижегородского ополчения 1612 г.
К окончанию постройки Архангельского собора в Нижнем Новгороде жило и работало много мастеров-строителей. Родом из Заволжья, по-видимому из Заузольской волости, был главный зодчий собора, каменных дел подмастерье Лаврентий Семенович Возоулин. Вместе с Антипом Константиновым, своим пасынком, он руководил артелью из сорока нижегородских и балахнинских каменщиков. Все эти мастера были на учете в московском Приказе каменных дел и в любое время могли быть затребованы на работы в тот или иной город России.