История и архитектура Нижнего Новгорода.
Главная площадь нижегородского кремля не имела геометрически правильной формы. Ее окружали живописные группы зданий, различных по размерам, объемам, материалу и назначению. Центром этой композиции являлся стоявший на бугре в окружении деревянных церквей доминировавший над всем белокаменный Спасский собор. Позади него располагалась церковь Петра Митрополита, а с севера, ближе к волжскому берегу,- теплая церковь Владимирской Богородицы.
Рядом с этим идейно-религиозным центром города и всего края находился и центр общественно-административной жизни: тут стояла съезжая изба, где «сидели» воеводы и приказные люди, творившие суд и расправу. Северо-западная сторона площади раскрывалась на реку — над крышами домов спускающейся вниз Большой Мостовой улицы, в рамке, образованной склонами оврага, были видны широкие горизонты заволжских далей.
На площади, напротив съезжей избы, размещался двор, пожалованный К. Минину за освобождение Москвы и перешедший после его смерти в 1616 г. сыну Нефеду. Неподалеку, в одном из переулков, шедших от площади к Тайницкой башне, за Архангельским собором, находился осадной двор боярина князя Д. М. Пожарского.
Территория кремля была застроена густо, но неравномерно — наибольшая часть дворов находилась в северной его стороне, главным образом на обращенном к Волге склоне горы.
Среди жилых, лепившихся к косогорам домов рядовой застройки за высокими оградами в полугоре размещались еще и два монастыря: Духовской и Симеоновский. В переулках и тупиках, упиравшихся где в тын монастырской ограды, где в кремлевскую стену, за своими заборами стояли вперемежку избенки бедняков, нищих и бобылей и дома посадских богачей — около Зачатской башни дом Якима Патокина, а около Георгиевской — боярина Головина. Здесь же находились дворы стрельцов, пушкарей, служилых иноземцев и людей многих других категорий, связанных между собой и с феодальным государством сложной системой подчинения и повинностей.
Около Ивановской башни, ближе к горе, стояла губная изба с тюрьмой, а почти рядом с ней — двор ведавшего ими боярина Шереметева, одного из немногих вельмож, поселившихся в нижней части кремля. Сами бояре редко пользовались принадлежавшими им дворами — обычно в них жили «дворники», а в «осадное время» укрывались крестьяне боярских вотчин. Поэтому большинство таких осадных дворов, занимавших зачастую обширные участки, располагалось на ровных площадках в верхней части кремля: между Архангельским собором и бровкой откоса стояли дворы князей Борятинского, Воротынского, Лобанова-Ростовского; тут же находился двор нижегородского воеводы.
Всего здесь было двадцать пять лавок, двадцать две из них сдавались за понедельную плату приезжим купцам — «гостям», а три — самым влиятельным из нижегородских купцов. Завсегдатаев торгового района и приезжих обслуживали тринадцать харчевных изб, большая часть которых находилась вблизи Почаинских ворот. Неподалеку располагались и два кабака.
С наружной стороны Почаинских ворот, на прибрежном песке, сразу же после спада весеннего половодья вырастали новые харчевни и торговые палатки. Такое ежегодно возобновляемое строительство практиковалось на волжском берегу Нижнего Новгорода в течение столетий вплоть до Великой Октябрьской революции.