История и архитектура Нижнего Новгорода.
В середине XIV столетия столица княжества была перенесена из Суздаля на Волгу и Нижний Новгород на сорок лет становится центром Нижегородского великого, то есть самостоятельного, феодального княжества. По тому времени Нижний Новгород был крупным городом. Подступы к нему защищали монастыри-крепости, стоявшие у воды на склонах правого берега: Благовещенский — выше города и Печерский — ниже его по течению Волги.
Кремль был окружен посадами — Нижним, расположенным под высоким берегом у речных пристаней, и Верхним, находившимся на холмах, полукольцом охватывавших кремль с юга. Остатки валов, расположение монастырей и приходских церквей того времени, богатое женское захоронение у церкви Жен-мироносиц и археологические находки в других местах очерчивают широкие границы посадов XIV столетия. Все это говорит о том, что основная планировочная структура города была заложена еще в XIV в. и во многих чертах дошла до наших дней.
Заботясь об украшении своей столицы, нижегородские князья восстанавливают поврежденный при монголо-татарском нашествии Спасский собор, главную святыню края. В 1352 г., когда собор был вновь освящен, в него переносится из Суздаля прославленный образ Спаса, вывезенный в XI в. из Византии; это символически закрепляло в сознании народа перемещение центра княжества на Волгу.
В соборе были поставлены двери «чудно беша устроены медью золоченою», подобные медным вратам, украшенным золотым рисунком по черному полю суздальского Рождественского собора. По-видимому, этот нижегородский храм был расписан Феофаном Греком, работавшим в Нижнем Новгороде в конце XIV столетия9. Здесь, в Спасском соборе, были похоронены великие нижегородские князья: Константин Васильевич (умер в 1355 г.), Андрей Константинович (умер в 1365 г.), Дмитрий Константинович (умер в 1383 г.), их братья и сыновья. Храм существовал до XVII в., когда был заменен новым, возведенным несколько севернее прежнего.
В 1359 г. на старых фундаментах и основаниях стен в Нижнем Новгороде почти заново возводится Архангельский собор. Он становится церковью при княжеском дворце Андрея Константиновича. Сейчас можно с определенностью сказать, что оба собора XIV в., подобно их предшественникам XIII в., были белокаменными, с одной главой и четырьмя внутренними опорами, а отличались от них, вероятно, более грубой кладкой и отсутствием рельефных украшений при несколько большей высоте ступенчатого объема.
Тенденция к созданию двух доминант в пределах окруженного стенами кремлевского холма, наметившаяся еще при основании города, ясно обозначилась в XIV столетии. В восточной части кремля возвышался Спасский собор — главный религиозно — идеологический центр края, в западной — Архангельский (архангел Михаил был покровителем князя и его дружины). К сожалению, сейчас нет данных, чтобы судить о том, преобладал ли по высоте один из этих храмов при их, вероятно, равных размерах в плане. Оба они завершали холм, выделяя кремль из сплошной деревянной застройки посадов. Линия их дерево-земляных укреплений шла вдоль берега реки и поднималась в гору, проходя по нынешней улице Пискунова, где и сейчас видны остатки вала. По-видимому, далее ограда переходила через овраг речки Почайны и захватывала территорию противоположного кремлю холма.