В каждой из прибрежных северных деревень первый порядок построек, спускающихся к самой воде, составляют живописно и свободно сгруппированные бани. Тяготение их к водоему легко объяснимо: вода под боком, а случись пожар — огонь не посягнет на дом и подсобные строения. Если учесть, что хорошая,настоящая баня и сегодня топится дедовским способом, по-черному, то такая ее постановка становится особенно оправданной.
При возведении дома крестьяне чаще всего прибегали к услугам профессиональных плотников, плотницких артелей, при строительстве же подсобных построек — амбаров, бань, риг — они обходились собственными силами. При этом, как правило, строили по-старинке, то есть близко к существовавшим образцам, что и обусловило типологическую устойчивость подобных построек. Высказываются даже предположения, что своим видом современные бани и амбары близки к первоначальному типу жилища, восходящему к полуземлянке. Эти строения рубились обычно на четыре стены простейшим способом «в обло» и ставились на отдельные валуны, а то и просто.на почву.
Бани часто упоминаются в документах XVI-XVIII веков; в то время их называли мыльнями. Редкая крестьянская семья не имела баньки.
Замечательное описание бани дал выдающийся русский лексикограф В. И. Даль: «баня, байна (сев.) — паровая, русская баня, строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару, почему важнейшие части бани: калильная печь с булыжником (каменка) или с колодью, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами; полок с приступками и подголовьем, на котором парятся; лавки вокруг стен, на коих моются; чаны с горячею и холодною водою; шайки для мытья и оката; вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом». Именно такая баня привезена в музей из заонежской деревни Мижостров и поставлена близ дома крестьянина Ошевнева.
Вернуться на Усадьба зажиточного крестьянина из деревни Ошевнево