Рядом с основным архитектурным ансамблем — Кижским погостом — стоит уникальная по своей простоте и древности церковь Воскрешения Лазаря. Миниатюрное сооружение рядом с громадой кижских церквей как бы символизирует путь, который прошла культовая архитектура от истоков до величественных творений деревянного зодчества XVII-XVIII веков.
Строительство ее связано с историей одного из первых монастырей на территории Карелии — Муромского, возникшего в XIV веке на восточном побережье Онежского озера. Предание связывает возведение церкви с деятельностью новгородского миссионера Лазаря, умершего 8 марта 1391 года, в возрасте 105 лет.
Однако исследователи, изучавшие состояние древесины и конструктивные детали, с большой достоверностью датируют постройку церкви XVI веком.
Ведущим элементом трехчастной композиции сооружения выступает собственно церковное помещение. Верхние венцы сруба образуют небольшой повал, который перекрыт крутой кровлей, напоминающей клинчатое покрытие более поздних храмов. Скаты кровли выстланы красным тесом, концы которого обработаны в виде усеченных пик. В солнечную погоду контрастная тень от них падает на стены, украшая их узорчатым орнаментом. Кровельный тес проторен: вдоль лицевой части тесин имеются округлые ложбинки, которые делают крышу более выразительной, лишая ее унылой монотонности, и главное — обеспечивают быстрый сток воды.
По сторонам кровли пущены широкие, скупо орнаментированные по нижнему краю причелины. Они закрывают торцы слег кровли от попадания влаги и обеспечивают ее быстрое испарение.
Центральный сруб увенчан небольшой главкой. Барабан и главка поверх тесовой обрешетки обшиты осиновым лемехом.
Южный фасад выделен единственным косящатым окошком.
Внешнему облику основного помещения вторит алтарный прируб — здесь те же рубленые стены, та же тесовая кровля, но в целом он гораздо скромнее: меньше по размерам, фасады его прорезаны волоковыми оконцами, уклон кровельных скатов заметно уменьшен, да и по высоте он ниже основной клети.
Приземистые сени, не рубленные, а сложенные из тесовых пластин, укрепленных в стойках каркаса, органично завершают силуэт здания. Оттеняя значимость основных частей, подчеркивая по-своему величавый центральный объем, сени наилучшим образом выявляют его грацию. Притвор выполняет композиционную роль, зрительно уравновешивая алтарный прируб. Единство частей церкви подчеркивается массивными венцами, уложенными в основание притвора сеней, и убранством причелин.
Церковь Воскрешения Лазаря принадлежит к числу наиболее простых церквей «клетского» типа. Такие постройки характеризуются четырехстенным срубом — «клетью» и двускатной крышей, что заметно сближает их с многочисленной группой крестьянских построек — от бани и амбара до избы.
Описание церкви встречается в писцовой книге 1629 года Никиты Панина: «Да за монастырем же, за полем церковь во имя Лазарево воскресенье, деревяна, клецки. А в церкви образов: образ местный Лазарево воскресенье на краске;
образ пречистый Богородицы Одигитрия в краске; дейсус
и двери царские и сень и столбцы в краске…»
В конструкции церкви явственно проступают архаичные черты. Среди них выделяется способ припазовки бревен, при котором выемка для сочленения венцов сделана, вопреки обыкновению, в верхней, а не в нижней части бревна.
Кроме того, врубка слег в каждое из бревен фронтонов, отсутствие потолка в алтарном прирубе, наличие волоковых окон — все это свидетельствует о древности памятника и позволяет с достаточным основанием считать его одной из старейших деревянных построек.
Своеобразен внутренний облик памятника. Массивным косякам дверного проема церковного помещения созвучны широкие, ощутимо тяжелые плахи половиц. Художественно-конструктивная простота интерьера способствует наиболее полному восприятию его смыслового центра — иконостаса. Поэтому на редкость скромный двухрядный иконостас Лазаревской церкви не выглядит примитивным.
Наибольший интерес представляют живопись деисусного чина и расписные столбики царских врат, принадлежащие, по всей вероятности, кисти северных мастеров XVI века. Семнадцать сохранившихся в иконостасе икон относятся к XVI-XVIII векам, шесть из них — с изображениями архангелов Гавриила и Михаила, апостолов Петра и Павла, святых Флора и Лавра (деисусный ряд) — восходят к XVI веку. Все.они написаны на цельных липовых досках, без паволоки.
Церковь Воскрешения Лазаря, перевезенная в 1961 году в Кижский музей, обрела здесь свой первоначальный вид. Она восстановлена в соответствии с обликом, предшествовавшим ее поновлениям и наивной попытке «консервации». Свыше восьмидесяти лет простояла церковь, упрятанная в короб-футляр, сооруженный в 1886 году.
Реставрация памятника, проведенная в 1961 году по проекту архитектора А. В. Ополовникова, с учетом детального обследования и сохранившихся обмеров, сделанных в 1876 году академиком архитектуры Л. В. Далем, позволила большой с достоверностью восстановить творение древних мастеров.
Вернуться на Вокруг Кижского погоста