Что же составляет особенность замечательного творения древних зодчих, в чем его непреходящая ценность?
Как в каждом истинном произведении искусства, здесь нет ничего лишнего: каждая деталь несет определенную конструктивную и художественную нагрузку, помогая выявлению общего образного строя произведения.
При всей своей торжественности здание Преображенской церкви лишено и намека на вычурность; при убедительной высоте — стремления подавить близлежащее пространство; при объединении многочисленных составляющих — впечатления случайного нагромождения самостоятельных объемов.
В облике церкви поражает та артистическая легкость, с которой все элементы композиционно объединены в живописный пирамидальный свод. Каждая из глав, венчающих срубы церкви, вырастает из наделенных ощутимой упругостью бочек, сообщающих зданию неудержимую устремленность ввысь.
Многочисленность главок не создает впечатления дробности и монотонности, что достигается варьированием их размеров и заданным им ритмом. Значительную роль играет и перспектива, активно «работающая» на восприятие сооружения.
Сколько бы раз мы ни вглядывались в ребристые поверхности срубов храма, всегда можно найти детали, ранее не замеченные, которые создают общую гармонию сооружения. Но есть и такие, что обнаруживаются только при тщательном изучении.
Так, для создания оптической иллюзии, способной зрительно увеличивать высоту отдельных элементов и памятника в целом, зодчие пошли на отклонение от вертикали северного и южного прирубов. При этом уклон от правильного отвеса достиг 0,15 метра. Аналогичный прием обнаружен и при измерении диаметра барабана центральной главы: внизу он на 7 сантиметров шире. Конечно, уловить на глаз величину таких отклонений невозможно — их действие лежит не в сфере мер длины, но в арсенале средств художественной выразительности, где нет и не может быть ничего случайного и незначительного и где зачастую непостижимое разумом «чуть-чуть» играет важнейшую роль в создании выдающегося образа.
Специалисты давно отметили необыкновенную спаянность северной архитектуры с природой. И дело не только в гармонической согласованности сооружения с окружающей местностью — это непременное условие, но и в том, что многие элементы архитектуры как бы заимствованы из самой природы, подсказаны этим вечным и мудрым учителем.
Издалека, на подходе к Кижам туристы нередко принимают церковь за могучую развесистую ель. Ее чашуйчатые главки сродни еловым шишкам, а бочки напоминают вздыбленные волны. Подобное сходство не случайно. Природа подсказала оптимальную конструкцию, наиболее обтекаемые формы, что очень важно, ибо это способствует долговечности сооружения.
Бочки, главки церквей всегда привлекают внимание своей нарядностью. Но здесь нет и тени украшательства — оно чуждо народному зодчеству. Покрытие главок чешуйками-лемехом продиктовано целесообразностью
и многовековым опытом. Лемех изготовлялся из осины: ее легко обрабатывать топором. Осиновый лемех не коробится под действием дождя и солнца и обеспечивает надежность покрытия. Главки, бочки, барабаны, одетые лемехом, чутко реагируя на освещение, то золотятся под рваными краями грозовых туч, то утопают в багрянце заката. Способность осины менять окраску в зависимости от освещения давно подмечена зодчими и поставлена на службу архитектуре. Польза, прочность, красота — этот триединый принцип последовательно выдержан во всех конструкциях и элементах сооружения.
Преображенская церковь по своему назначению — церковь летняя. Службы здесь проводились по особо торжественным праздникам, да и то лишь в течение короткого северного лета. В этом смысле ее значение как храма, предназначенного для церковных обрядов, сведено к минимуму. Зато необыкновенно высока ее мирская, общественная роль. Будучи Своеобразной архитектурной доминантой, видимая за много верст, обладая большой силой эмоционального воздействия, она как бы призывала под свою сень народ для обсуждения всех общественных дел.
Так Преображенская церковь и была задумана, о чем свидетельствуют, в частности, малые, в отличие от других храмов, размеры алтаря и высокое крыльцо-трибуна, у которого постоянно собирались шумные мирские суемы.
Вернуться на Преображенская церковь на острове Кижи