страны арктики

Рубрики

Как восстанавливался Пушкинский дворцово-парковый ансамбль после войны

Самое, наверное, удивительное, что восстановление Пушкинского дворцово-паркового ансамбля — этого бесценного памятника архитектуры и ландшафтного искусства — началось сразу после освобождения от фашистов. Первым из зданий был частично восстановлен Лицей и уже в 1944 году его открыли для посетителей. Итак, из очерка Е. Пальмана…

Когда-то на вопрос : «Что еще недостает нашему дворцу?» один из придворных острословов ответил: «Футляра, ваше величество!» Удачный, хотя и несколько двусмысленный ответ тем не менее близок к истинной оценке: дворец выглядел как настоящая драгоценность.

Замысел создателей этого чуда — А. В. Квасова, М. Г. Земцова, С. И. Чевакинского и Ф. Б. Растрелли — вышел за пределы только дворцовых стен. Если в самом дворце все пышет роскошью, изяществом, все великолепно-стены, роспись, рельефные украшения, золоченая резьба, плафоны, изысканный набор паркета, то соразмерная красота еще сильнее ощущается в парке — в оттенках и формах зелени, в ароматном воздухе, таком прелестном под старыми липами и дубами.

Только небольшой Нижний парк напоминает регулярный, Версальский, но с годами, преображенный талантом замысла и необходимой достройкой, и он становится другим, поражает продуманным соотношением новых и старых растений, цветниками, прудами, павильонами, скульптурой, удачным использованием рельефа.

Позднее архитекторы уже шли своим путем. Выше дворцового холма, они устроили новый парк. Здесь по-иному воспринимается изящество и красота, свойственные дворцу, но, говоря точнее, красота естественная, добрая, более близкая сердцу россиянина. Верхний и соседние с ним парки-воистину природный храм! Здесь что ни шаг, то удивление, радость, открытие.

Все так, словно рука человека и не касалась природной красы леса, луговых полян, не тревожила их привычной жизни. Густые, затененные уголки под кронами, поляны с солнцем, холмы в пушистом кустарнике, пруды и водопады на ручьях. Неуловимо и мягко рука художника подправила и улучшила виды живой природы. Поляны подсеяны искусно подобранными луговыми травами. Опушкам придано разнообразие с помощью новых кустарников, формовых крон, видовых площадок, приподнятых над лесом. Группы деревьев подсажены с таким замыслом, чтобы летом и осенью светились в парке все оттенки цветов и красок. Ручьи побежали но камням в извилистых руслах. Возникли холмы и красочные перепады бегущих вод. Живописные дорожки манят и зовут в глубь леса. А в самых неожиданных местах белеют античные мраморные скульптуры, стоят изящные беседки, национальные павильоны-всего в меру, удивительно естественно и столь к месту, что даже «руины» выглядывают из вереска совсем как настоящие.