страны арктики

Рубрики

Московский Кремль и Красная Площадь

Московский Кремль и Красная Площадь

Московский Кремль, вместе с прилегающей к нему Красной площадью, был включен в Список ЮНЕСКО в числе самых первых российских объектов: действительно, это подлинный символ не только Москвы, но и всей России. С 1991 г. функционирует государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», который ежегодно посещают многие тысячи туристов.

Московский Кремль, занимающий площадь 27, 5 га, – это самая древняя часть города. Именно здесь, на Боровицком холме, что на левом берегу Москвы-реки, еще Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость, впервые упомянутую в летописи в 1147 г.

Для сооружений Московского Кремля всегда было характерно четкое функциональное предназначение. В этом смысле их можно подразделить на три большие группы: крепостные, церковные и гражданские.

К крепостным сооружениям относятся стены и башни кремля. Первые деревянные стены, окружавшие только часть Боровицкого холма, были разрушены татаро-монголами в 1237 г., затем они много раз сооружались заново и реконструировались. А те стены, которые можно видеть сейчас, были возведены во второй половине XV в. Высота этих стен, сложенных из красного кирпича, составляет (без зубцов, идущих поверху) 15-19 м, толщина – 3,5 — 6,5 м, а общая протяженность – 2235 м.

Одновременно с крепостными стенами были воздвигнуты 18 башен (в современном Кремле – 20 башен): три круглые, по углам кремля, шесть проездных башен с воротами, плюс девять глухих башен, прямоугольной формы. В нескольких башнях были оборудованы колодцы с питьевой водой на случай осады, а под некоторыми — прорыты подземные ходы.

Главные церковные здания Московского Кремля находятся на Соборной площади – это Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, а также колокольня Ивана Великого. Почти все они были воздвигнуты специально приглашенными итальянскими мастерами, что ярко проявилось в архитектурном облике этих замечательных памятников.

Пятикупольный Успенский собор (1475–1479 гг.) был сооружен итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти, его интерьеры были украшены росписями и пятиярусным иконостасом (XV-XVII вв.). Собор стал главным русским православным храмом, местом венчаний и коронаций великих князей, затем – царей и императоров, а также усыпальницей митрополитов и патриархов.

В 1505-1508 гг. на той же площади другой итальянец – Алевиз Фрязин Новый воздвигает пятикупольный Архангельский собор, а после его интерьеры украшаются замечательными росписями и иконостасом (XVII-XIX вв.) Собор служил княжеской усыпальницей: ныне здесь можно увидеть 46 белокаменных орнаментированных надгробий над захоронениями московских и удельных князей, а затем и царей, в том числе Ивана I Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

Благовещенский собор был построен псковскими мастерами в 1484–1489 гг. Первоначально этот собор был трехглавым, но в XVI в. его перестроили, сделав девятиглавым. В его интерьере сохранились стенные росписи XVI–XIX вв., а в иконостасе – иконы Андрея Рублева и Феофана Грека.

В 1505-1508 гг. рядом с Архангельским собором итальянский архитектор Бон Фрязин выстроил колокольню «Иван Великий» (82 м) – для тех времен это было самое высокое сооружение на Руси, оно стало композиционным центром всего кремлевского ансамбля. Чуть позже к нему была пристроена звонница.

Среди наиболее древних гражданских построек Московского Кремля выделяется Грановитая палата (1487–1491 гг.). Итальянские зодчие Марк Фрязин и Пьетро Солари построили ее как парадный зал для проведения церемоний государственной важности, празднеств, приемов иностранных послов. Собственно Грановитая палата – это огромный зал на втором этаже здания площадью почти 500 м2, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Самая примечательная гражданская постройка XVII в. – сооруженный русскими мастерами для царских детей Теремной дворец (1635–1636 гг.), в облике которого прослеживается влияние деревянных построек хоромного типа.

В XVIII в. архитектурный комплекс Кремля пополнился зданиями Арсенала (1702–1736 гг.) и Сената (1776–1787 гг.). Здание Сената легко узнать по большому зеленому куполу, который играет весьма важную роль в формировании архитектурного облика Московского Кремля. Ныне здесь находится резиденция Президента России.

А в XIX в. были выстроены здания Большого Кремлевского дворца (1839–1849 гг., архитектор К.А. Тон, служил московской резиденцией императорской семьи, местом парадных приемов, например, в роскошном Георгиевском зале) и Оружейной палаты (фактически существовала с XVI в., а в начале XIX в. превращена в музей, где экспонируются тысячи произведений русского и зарубежного прикладного искусства – оружие и доспехи, ювелирные изделия, золотая и серебряная посуда, ткани и т.д.).

На территории Московского Кремля выставлены уникальные образцы русского литейного искусства – «Царь-пушка» (масса 40 т, калибр 890 мм) и «Царь-колокол» (масса свыше 200 тонн, диаметр 6,6 м).

Начало истории Красной площади относится к XIV–XV вв., когда на этом месте находился торговый центр города. Далее площадь постепенно становилась центром общественной жизни Руси, а во второй половине XVII в. она получила название Красной, т.е. Красивой. Она неоднократно реконструировалась, многие постройки сносились, а ныне здесь можно видеть: Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного), Лобное место, Монетный двор, Верхние и Средние торговые ряды и здание Государственного Исторического музея, а также Мавзолей В.И. Ленина.

Храм Василия Блаженного, расположенный на южной стороне Красной площади, возвели в 1555–1560 гг. русские зодчие Барма и Постник в ознаменование победы Ивана Грозного над Казанским ханством. В XVII в. и без того крайне изящный облик этого храма приобрел новые черты – благодаря декоративной обработке глав и орнаментальной росписи как снаружи, так и внутри. Этот замечательный памятник является не только общепризнанным шедевром русского средневекового зодчества, но и вступает ныне в роли «визитной карточки» Москвы и России в целом.

Культурные критерии: i, ii, iv, vi
Год включения в Список всемирного наследия: 1990

источник: https://unesco.ru/ru/