страны арктики

Рубрики

Дом Яковлева из деревни Клещейла

У восточного побережья острова, там, где он узкой косой вытянулся на восток, стоит еще один дом, окруженный постройками хозяйственного назначения. Это дом Яковлева, зажиточного крестьянина из деревни Клещейла Пряжинского района республики Карелия.

Хорошо найденные пропорции здания, широкий размах двускатной кровли, надежно защищающей сруб от снегов и дождей, праздничное узорочье обращенного к солнцу главного фасада — все это буквально завораживает при встрече с этим памятником деревянного зодчества. , Перед нами дом крестьянина Яковлева, построенный плотницкой артелью в 80-90-е годы прошлого столетия в карельской деревне Клещейла.

Однорядная связь, то есть планировка, при которой изба, сени и хозяйственная часть расположены по одной оси и образуют продолговатый прямоугольник, позволяет без труда отнести строение к типу домов «брусом».

Дом Яковлева по-своему уникален. Это пока единственный в заповеднике представитель карельского народного жилища.

Очень хорош западный фасад дома, привлекший свободной компоновкой окон, своеобразием их оформления и сочной резьбой балкона, выведенного на фронтоне. Нижняя часть фасада лишена и намека на унылый схематизм. Окна заметно отличаются по размерам: на первом этаже они не Просто меньше, но и пропорционально выдержаны иначе, приближаясь к квадрату. Окна верхнего этажа более изящны. Заметно оживляет фасад композиция из четырех окошек, тяготеющих к северной стене. Ломая привычный ритм, она сообщает всему зданию оттенок асимметричности, свободы в прорисовке деталей, характерной для народного зодчества вообще и карельской архитектуры в частности. Нечетное число фасадых окон каждого этажа — один из отличительных признаков карельского дома.

Красивы наделенные национальным своеобразием наличники. Их верхняя часть, называемая очельем (от слова «чело»), выполнена в виде наклоненных друг к другу волют с легким прогибом. Между волютами — украшение из набивных перекрещивающихся планок, выносящих на себе крошечную стилизованную елочку. Внизу, обращенная округлым краем к земле, укреплена сливная доска наличника. Сделана она изобретательно, в соответствии с требованиями красоты. Контур доски осложнен по бокам и в нижней части остроугольными вырезами, а ее плоскость обогащена тремя миниатюрными розетками с элементами несквозной орнаментации. Сливная доска связана с остальными деталями промежуточной рейкой, насыщенной волнообразно расположенными, круглыми, глубокими прорезками и отделанной по краям бахромой капельниц. Убранство наличников дома Яковлева — прекрасный образец карельского национального прикладного искусства.

Черты национального декора в полной мере воплотились и в облике балкона. Тщательно разделаны сверкающие отточенностью многочисленных граней столбы. Богато орнаментированный ряд составляют тесно сплоченные балясины самобытного рисунка. Обращают на себя внимание рассыпанные по нижнему краю причелин и балкона одинарные розетки, постоянно присутствующие в украшении домов карельских деревень. Причелины порезаны своеобразным узором типа городок, образованным сочетанием прямых ступенчатых выступов.

Отмечая несомненные художественные достоинства декоративного убранства дома, остается добавить, что резьба балкона, причелин, полотенца и наличников выполнена плотником Иваном Анисимовичем Анисимовым (1865-1939 гг.). И как не согласиться с тем, что, помимо золотых рук, этот мастер обладал и тонким вкусом, и глубоким знанием традиций национального зодчества.

Декоративное убранство, наряд избы и других памятников народного зодчества находился в прямой зависимости от инструмента, имевшегося в руках мастера. Поэтому в раннюю пору, когда даже выделка обычной доски была сопряжена с операцией расклинивания бревна и получения из него путем трудоемкого стесывания одной-единственной доски, такая доска — будь то причелина или полотенце — сама по себе, без дополнительной орнаментации, становилась драгоценным украшением. Совершенствование технологии привело сначала к распространению контурной порезки, позже — выемчатой и, наконец, уже в XIX веке — пропиль-ной, выполняемой с помощью специальной пилы. Пропильная порезка, как правило, присутствует в отделке полотенец и концов причелин, контурная и выемчатая — при обработке самих причелин. Выемчатая резьба сохраняется на потоках безгвоздевых кровель.

К южному фасаду примыкает крыльцо под двускатной крышей, к северному — крутой взвоз.
Конструктивно дом следует давним традициям северной гражданской архитектуры. Фундамент сложен из валунов, поддерживающих углы срубов; промежутки между валунами закрыты каменным заполнением. При возведении сруба использована сосна, на «курицы» шли молодые, с корнем вырубленные ели.

Пол в крестьянских избах, как почти повсеместно на Севере, приподнят подклетом.

Жилое помещение дома Яковлева состоит из двух этажей, нижний использовался преимущественно зимой.. Поэтажная планировка одинакова-обычное сочетание избы и горницы. Лестница из сеней ведет к летней избе и на поветь. Отсюда можно попасть в зимнее жилое помещение и на скотный двор.

Интерьер карельских изб Пряжинского района КАССР в целом близок внутреннему убранству жилищ русских крестьян: здесь наглядно проведен все тот же конструктивный принцип, о котором уже рассказано на примере домов Ошевнева и Елизарова.

Стены дома сложены из стесанных бревен; углы скруглены. Потолок поддерживается мощными матицами. Вдоль стен устроены лавки на ножках с характерной для карельских изб треугольной порезкой; выше укреплены надлавочницы. От печного столба к стенам тянутся воронцы.

По русскому обычаю печь установлена здесь на деревянном опечье. Без такого рубленого основания не обходится ни одна русская печь. К специфически национальным особенностям нужно отнести ориентацию устья печи не в сторону главного фасада, как это делается в Заонежье, а в сторону боковой стены, в данном случае — южной. Традиция эта сохраняется до последнего времени и уходит корнями в далекое прошлое, когда в курных карельских избах дым удалялся наружу исключительно через входную дверь.

Прием установки печи в карельской избе на деревянном подпечье — прием русский, по достоинству оцененный карелами и давно вошедший в практику их строительства. Подпечье чаще всего сооружалось из стесанных, так называемых окантованных бревен, соединенных между собой рубкой «в лапу».

В противоположном от входа углу, именуемом карелами «большим», навешен киот. Под ним на лавках было принято ставить самовары — один из признаков достатка хозяев.

Отличительной чертой убранства крестьянской избы является скупо представленная здесь подвижная мебель. У среднего окна — стол, конструкция которого не лишена интереса. Столешница, сделанная из цельной березовой доски, укреплена на глухом подстолье, которое по обычаю карел-ливвиков украшалось резьбой и росписью.

Карелы нередко устраивали в своих избах стационарный ткацкий стан, стойки которого врубались в воронец. Был такой стан и в доме Яковлева, о чем свидетельствуют оставшиеся на воронце врубки.
В экспозиции избы заслуживают внимания изделия из бересты — кужонки и туеса, изящные подставки-подкотельники, лукошки из луба.

Местом хранения посуды из дерева и глины служили открытые посудники; они размещены на стене рядом с дверью.

Подлинным своеобразием наделены карельские прялки, узкие, видом своим напоминающие весло, лопасти которых украшались, как правило, контурной или трехгранно-выемчатой резьбой. Одна из особенностей прялок карел-ливвиков — глухое отверстие в шейке прялки, служившее гнездом для закрепления кончика веретена при наматывании ниток.

Еще в первой половине XIX века в карельских деревнях широко бытовал древний музыкальный инструмент — кантеле. Его изготавливали из цельного куска ели или сосны, в отдельных случаях дека делалась съемной. Струнами инструмента служили тонкие жилки. Под аккомпанемент кантеле исполнялись старинные эпические песни карельского народа, руны, составившие всемирно известный эпос «Калевала».

Выдающимися певцами рун были А. И. Перттунен (1769-1841 гг.), его сын М. А. Перттунен (1815-1899 гг.), О. С. Малинен (1781 — 1856 гг.), М. Карьялайнен (1768-1839 гг.) и другие мастера устного слова.

Полон национальной самобытности мир карельской вышивки; широкое распространение в карельских деревнях получило ткачество. Убранство избы заметно оживляет насыщенный цвет кумачовых полотенец.
Небезынтересен облик горницы. Здесь по обычаю устраивались печки-лежанки; полы устилались полосатыми половиками. В горницу ставили закрытые шкафы для хранения дорогой праздничной посуды.

Карелы неизменно поддерживали в жилье чистоту, даже в курных избах, где печь топилась по-черному. На эту характерную особенность указывали многие исследователи и путешественники. Эта черта бытового уклада нашла поэтическое отражение в народном эпосе «Калевала», где приводятся такие наставления невесте, готовящейся войти в дом мужа:
Ты смети крылом прилежно.
Вытри тряпочкой с водою.
Чтобы пыль не разошлася,
К потолку б не поднялася!
С потолка смети ты сажу,
Печку также ты почисти
И почисти столб у печки.
Также о шестке подумай,
На жилье чтоб дом похож был,
Чтоб сочли его жилищем.

Отличительной особенностью хозяйственной части домов карелов-ливвиков является единый для сарая и двора сруб. Сарай расположен на втором этаже хозяйственной части.

Орудия труда, представленные в экспозиции сарая, наглядно говорят о роде занятий карельского крестьянина. Здесь собраны сохи с узкими сошниками, бороны-суковатки, мотыги, косы, серпы, ручные каменные жернова. Представлены также охотничьи капканы, рыболовные сети и плотницкие инструменты.
На первом и втором этажах дома устроены кладовые. В них сохраняли часть зерна и молочных продуктов.
Дом первоначально обследовал в 1950 году архитектор Б. В. Гнедовский. После перевозки в музей в 1966 году памятник отреставрирован под наблюдением техника-архитектора В. А. Крохина.

 

Вернуться на Однодворная деревня южных карелл — ливвиков