Подобно церкви Лазаря, в основу часовни архангела Михаила положена трехчастная композиция, в которой ясно различимы основные компоненты: сени, трапезная и собственно часовня.
Основная часть выделяется высотой и своеобразной конструкцией кровли. Каждая из сторон крыши образована сочетанием пары плоскостей: над легкими подкрылками, отороченными снизу потоками, нависают верхние скаты, выложенные из красного теса.
На шеломе, объединяющем скаты кровли, водружен барабан с главкой. В месте соединения главки с барабаном выпущен изящный гонтовый воротничок, сделанный, как и лемех, из тонких осиновых пластин. Причелины в меру орнаментированы резьбой, нижние их концы завершаются традиционными розетками и капельницами. Вниз от шелома ниспадают узкие, сквозной резьбы полотенца.
Все это придает помещению часовни яркий, праздничный наряд, как запев, сообщая сооружению общий мажорный настрой. Запев этот подхватывается и развивается и в облике колокольни, и в ритме оконных проемов, и в пластике срубов. Помещение собственно часовни уравновешено сенями, над которыми возвышается звонница. Колокольня построена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике».
Небольшой, с едва заметным повалом, восьмерик звонницы венчается шатром, опирающимся на девять столбов. Звонница кажется нарочито приземистой, чему способствуют горизонтали двух просторных воротников, заметно снижающих вертикальную устремленность динамичной самой по себе шатровой колокольни. Шатер несет миниатюрную маковку, имеющую у подножья барабана слезниковый поясок.
Площадка звонницы обнесена по периметру низкими глухими перилами. Под козырьком верхнего воротника укреплены парные прорезные подзоры.
Повторение одних и тех же деталей в различных вариациях — характерная особенность этого архитектурного памятника. Однако детали не заслоняют общего, а помогают раскрыть его, сообщая ему композиционное единство и завершенность.
Особое место в облике памятника принадлежит трапезной: непритязательная сама по себе, приземистая, лишенная нарядной кровли и сочного декора, она надежно связывает смежные с нею приделы, служит созданию крепко спаянного единства основных объемов. Трапезная объединена с четвериком колокольни общей двускатной кровлей; выведенные на северном и южном фасадах трапезной оконца живо перекликаются с окнами собственно часовни.
Внутреннее убранство часовни уступает ее глубоко своеобразному внешнему облику. Интерьер типичен для культовых построек данного типа: гладкие стены, широкие половицы, скамьи вдоль стен трапезной. В часовне сохранился двухрядный иконостас — иконы местного и деисусного рядов, написанные в Заонежье не ранее XVIII века. Наибольший интерес представляет «небо»- двенадцать клинообразных икон вокруг медальона с изображением лика вседержителя. Иконы «неба» расчленены тяблами растительного орнамента.
Первое обследование часовни проведено в 1945 году в деревне Леликозеро архитекторами А. Н. Буйновым и И. К. Рыбченко; в 1961 году, после перевозки на остров, памятник реставрирован по проекту архитектора А. В. Опо-ловникова. Ныне часовне возвращен первоначальный облик, предшествовавший переделкам второй половины XIX века.
Стройность, гармоничное сочетание основных частей сооружения, сообщающее памятнику исключительную цельность, своеобразие декоративного убранства позволяют расценивать часовню архангела Михаила как один из ценнейших в художественном отношении экспонатов музея «Кижи», а ее создание считать примечательной страницей деревянного зодчества Карелии.
Вернуться на Вокруг Кижского погоста