Якуты (самоназвание саха) проживают от озера Ессей Красноярского края до Охотского моря на востоке; от берегов Ледовитого океана до Амура на юге. Они являются самыми северными тюрками-скотоводами. Большая часть народа традиционно занималась разведением крупного рогатого скота и лошадей. Часть северных якутов занималась оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством.
По преданиям прародителями якутского народа считаются легендарные герои Омогой Баай и Эллэй Боотур. Прародиной их считается Прибайкалье. Этногенез якутов связан с курыканами – носителями курумчинской культуры VI-VII вв. н.э. на территории Прибайкалья, но определяющую роль сыграли средневековые тюркоязычные племена Сибири. Считается, что сложение двуединой тюркской основы якутской культуры (южносибирский и прибайкальский) по всем данным происходило в северо-западном Прибайкалье, в бассейне Ангары, где смешивались кыпчакские, кыргызские, курыканские этнические компоненты. Этот процесс продолжался и на Верхней Лене. Первые скотоводы Средней Лены — это носители кулун-атахской археологической культуры в XIII-XV вв.
Якуты почитали Верховного Творца Создателя – Юрюнг Айыы Тойона, в его честь устраивали праздник Ысыах. В начале XVII в. обитали на Средней Лене, небольшие группы якутов были обнаружены казаками на Яне. Якуты жили в деревянных жилищах–балаганах, ставили коновязи – сэргэ и пили кумыс (якут. КЫМЫС) – кисломолочный напиток из кобыльего молока из кубков чороонов. Якуты издревле добывали железо, выплавляли и делали орудия охоты, домашнего обихода и других видов хозяйственной деятельности, кузнечество не отделялось от повседневного жизненного уклада.
В обычаях своих якуты сходствуют с другими сибирскими народами, но природный разум в них замечается острее во многих случаях. Например, они в намерениях своих не так легкомысленны, как другие; стараются разуметь хорошенько, что им сказывают, и узнать всякую вещь, как она действительно существует. Они вникают в склонности и в главные страсти тех людей, с которыми они имеют дело, и приискивают способы, как бы приобресть себе их благосклонность. Они вообще имеют память острую и могут рассказать все то, что случилось с ними в самой молодости; кто с ними тогда дружил, какие подарки от кого принимали и чем сами других отдаривали (Якоб Иоганн (Яков Иванович) Линденау — российский путешественник и учёный, «Описание народов Сибири (первая пол. XVIII в.) Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока»).
В Якутии имеется огромное количество озер, поэтому население издавна занимается рыболовством, излюбленной рыбой для добычи является карась. Мунха – подледное рыболовство и загонная охота на зайцев были популярным занятием в осенний период для мужского населения. Весной все мужское население выходило на охоту за водоплавающими птицами: утками, гусями, лебедями. Также охотились на оленей, лосей.
В якутской традиционной культуре коневодство и культ Коня занимал одно из самых важных мест. Якуты одевались в кобылью шкуру, спали на кобыльем меху, пили кумыс, питались кобыльим мясом, летом пасли своих коней. Профессия табунщика ранее считалась одной из самых почетных. Жизнь якутов была немыслима без лошади, этого уникального, чрезвычайно неприхотливого и выносливого животного. Она для них незаменимый спутник и верный друг, дающий им все необходимое для жизни. По представлениям народа саха, лошадь — священное животное небесного происхождения. Перед домом и на Ысыахе якуты ставят коновязи-сэргэ с резными изображениями лошадей. Особую роль лошадь играла в свадебных обрядах: ими давали калым (выкуп за невесту), а для невесты украшали белую кобылицу.
В якутском коневодстве различаются содержание табунных лошадей; уход за скаковыми лошадьми, для этого были наследственные тренеры; содержание домашних лошадей для езды и работы. Кумыс был обязательным напитком во время национального праздника Ысыах, для изготовления и хранения кумыса якуты использовали специальные виды кумысных сосудов. Кумыс имел лечебный эффект и использовался для профилактики многих заболеваний.
Опыт ведения скотоводческого хозяйства в условиях арктической зоны Оймякона, Колымы и Верхоянья является своеобразным рекордом приспособления человека к экстремальной природной среде и создания производящего хозяйства в самых суровых условиях.
Якуты имели развитую металлургическую традицию и изготовляли кузнечные изделия. У кузнецов имелась собственная мифология, так в мифологических мотивах эпических сказаний якутов покровителем кузнецов являлся один из главных духов – Кудай-Бахсы, передавший этот дар людям. Кузнецы по силе считались не слабее шамана. Якутские кузнецы умели делать пальмы и ножи, кольчуги и шлемы, их вещи продавались по всему Северо-Востоку Азии.
Сенокошение и уборка сена из-за природно-климатических особенностей якутских аласов имела свои особенности. Все лето якутское население с июля до сентября занималась заготовкой сена. За короткий летний период надо было заготовить сено, необходимое для содержания всего скота в долгий зимний период. Богачи-тойоны устраивали состязания по сенокошению – күүлэй, приглашая знатных косарей. С приходом русских якуты освоили земледелие. Первым из якутов севшим на пашню в 1678 г., был новокрещенный якут Иван Иванов.
Религия Айыы древняя языческая вера народа Саха, состоящая из почитания Высших Светлых Божеств. Главным из них является фигура Юрюнг Айыы Тойона. Его культ восходит к почитанию Солнца. Почитание культа светлых божеств Айыы в современное время можно встретить во время проведения обрядов на национальном празднике Ысыах. В постсоветское время возврат или возрождение шаманизма связывается с пробуждением интереса к методам народной медицины. Большое место в современных обрядовых действиях также занимает почитание огня, дома и природных объектов.