страны арктики

Рубрики

Спасо-Преображенская церковь в Вологде

В южной части Заречной стороны в XVI-XVII веках располагалось дворцовое село Фрязиново. Здесь селились иностранцы, в основном приезжие купцы из разных стран, именовавшиеся в древней Руси «фрязинами». Около 1670 года (по другим источникам — в 1687) во Фрязинове, на берегу реки была возведена Спасо-Преображенская (иногда называемая также Андрея Первозванного) церковь (Набережная VI армии, 205), существующая и по сей день.

Внешне она выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции традиционна для храмов Вологды XVII — начала XVIII века: кубический, первоначально пятиглавый объем с пониженным прямоугольным алтарем и папертью. Подклет, в котором располагается придел Андрея Первозванного, с выдвинутой восточной частью в виде двух апсид также типичен для многих памятников Вологды. Наружное убранство здания сильно изменено, но, судя по отдельным сохранившимся фрагментам (столбы паперти, завершающий куб карниз и редко расставленные кокошники), было довольно эффектным. От пятиглавия остался лишь центральный барабан с главой.

Примыкающая с запада к паперти церкви колокольня, безусловно, одна из лучших в Вологде. Нижний ярус ее трактован как обычное крыльцо с открытыми арками (позднее заложены и укреплены контрфорсами) на столбах-кубышках, с висячей гирькой. Он несет стройный восьмигранный столп со звоном вверху, увенчанный нарядным шатром с двумя рядами слухов и миниатюрной главкой. Прежде, до перестроек нижнего яруса и открытой лестницы, ведущей, от крыльца на паперть, ко входу в храм, колокольня, вся сквозная и ажурная, отличалась удивительной легкостью.

Особенно интересен интерьер Спасо-Преображенской церкви, аналогичный Никольскому храму. Здесь мы находим те же два мощных столба в центре помещения с тождественной системой сводов и пятью световыми барабанами глав (малые отверстия позднее заложены). Отличие заметно только в использовании дополнительных арочек под угловыми барабанами. Очевидно, двустолпие являлось своеобразной архитектурно-конструктивной формой вологодских храмов XVII века, связанной с определенным кругом местных мастеров, которые продолжали традиции своих предшественников, еще в XVI веке создавших двухстолпные храмы в Спасо-Прилуцком и Кирилло-Белозерском монастырях.