страны арктики

Рубрики

Вологда — достопримечательности Заречья (2)

вологда, церковь Сретения

Рядом с церковью Сретения расположен небольшой двухэтажный особняк дворцового типа (Набережная VI армии, 87). Первоначальный владелец его неизвестен. В конце XIX века в нем размещался ночлежный дом. Здание построено в 1777 году, о чем свидетельствует дата на главном фасаде — цифры на постаментах четырех пилястр. Композиционное построение этого фасада и особенно его нарядное архитектурное оформление довольно близки архиерейским палатам Иосифа Золотого. Трактовка этажей, завершенных антаблементами, чуть выступающий ризалит в центре, рустовка внизу, пилястры вверху и, наконец, вычурные оконные наличники — все напоминает по стилю палаты, возведенные несколько ранее.

В этом особняке интересны не только изящная, тонкая барочная обработка фасадов, но и его интерьеры, где причудливо переплелось новое со старым. Наружная лестница прямо со двора ведет на второй этаж; все помещения по традиции еще перекрыты сводами. Однако эти типично древнерусские приемы соседствуют с симметричностью планировки дома и с анфиладностью комнат, что характерно для XVIII столетия.

Особняк адмирала И. Барша

Вологда, Особняк адмирала И. Барша Исключительно изящен двухэтажный особняк адмирала И. Барша (позднее принадлежал губернскому правлению) на Набережной VI армии (№ 101). Построенный в 1780-х годах, он хорошо сохранил свой прежний облик. Архитектура здания характерна для того периода, когда в Вологде на смену барокко приходит классицизм, но, как обычно для провинции, с некоторым запозданием. Правда, оба стиля объединены здесь очень тонко и гармонично, что говорит о незаурядном таланте зодчего.

Система построения фасада чисто классицистическая: в межоконных простенках — широкие плоские коринфские пилястры высотой в два этажа, над ними — антаблемент с сухариками в карнизе. Но изысканный лепной декор фасада с превосходно прорисованными отдельными деталями явно тяготеет к барокко.

Разнообразные пышные гирлянды в изобилии украшают верхние части пилястров, фриз антаблемента, обрамления оконных проемов. Об уходящем стиле напоминают, кроме того, овальные медальоны обрамления над нижним рядом окон и фигурные «подоконники» под верхним, а также вычурная железная балюстрада по краю кровли. Во внутренних помещениях кроме общей первоначальной планировки анфиладного типа интересны сохранившиеся сомкнутые и коробовые своды кладовых нижнего и лепнина в большом зале второго этажей.

Церковь Иоанна Златоуста

Вологда, Церковь Иоанна Златоуста Весьма своеобразна церковь Иоанна Златоуста (иначе называемая Жен Мироносиц) конца XVII века на углу Набережной VI армии и улицы Энгельса (№ 105/1). По своему живописному объемному построению она почти повторяет Константино-Еленинский храм. Двухсветный куб на подклете также завершен пятиглавием с пониженными прямоугольными пристройками — алтарем и папертью; колокольня расположена у северо-западного угла. Правда, паперть охватывает здесь не только западную, но и северную стороны куба. Что касается декоративного убранства здания, то оно более лаконично. Стены с карнизами (на уровне подклета, алтаря и основания кокошников) членятся простыми пилястрами на три прясла, плавно переходя вверху в полукружия закомар. Оконные наличники довольно просты по форме, барабаны глав менее декорированы. Несколько наряднее колокольня с мощным двухъярусным четвериком внизу и легким восьмериком звона, увенчанная стройным шатром со слухами и маленькой главкой.