страны арктики

Рубрики

Вологда -достопримечательности Верхнего Посада (часть 3)

Вологда, церковь Варлаама Хутынского

Возвращаясь по проспекту Победы к центру города, осмотрим небольшой ансамбль из двух зданий в переулке Засодимского (№ 14 и 14 а) — церквей Ильи Пророка «что в Каменье» и Варлаама Хутынского. Они живописно расположены в глубине квартала в окружении деревянных домиков и зелени деревьез. В XVI-XVII веках здесь был маленький монастырь, упраздненный в 1738 году.

Миниатюрная Ильинская церковь, построенная еще в бытность обители, около 1698 года, на месте остававшихся от строительства Грозного «каменных припасов», привлекательна своей простотой и незамысловатостью. Небольшое одноглавое здание с низкими пристройками — пятигранным алтарем (перестроен в 1904 г.) и короткой трапезной — оформлено довольно скупо. Пилястры по углам и простой карниз с сочными по рисунку кокошниками над ним ныне составляют все его убранство. В этой цельности — главное очарование храмика.

Иной художественный облик имеет изысканно нарядная и эффектная церковь Варлаама Хутынского, сооруженная в стиле раннего петербургского классицизма. Построена она в 1780 году «иждивением» купца А. Узденникоза. Возможно, что в ее проектировании принимал участие кто-либо из крупных столичных мастеров. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня.

Нижний ярус колокольни украшает прелестная четырех-колонная полуротонда ионического ордера. Над ним возвышается глухой рустованный куб с высоким сквозным четвериком звона, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колоннами и пилястрами. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким, грушевидным шпилем. Архитектура самой церкви менее выразительна и, очевидно, принадлежит руке провинциального зодчего-строителя, осуществлявшего проект. Интересен купол над восточной частью здания в виде необычного овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав неожиданно выступают декоративные вазы. Столь небывалое, уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядного убранства храма.

На углу Ленинградской улицы и проспекта Победы (№ 12/22) стоит небольшое, украшенное резьбой деревянное здание с портиком и балконом. Это — бывший дом Засецких, возведенный в 1790-х годах и перестроенный в конце XIX века. Интерьеры дома сохранились гораздо лучше. Интересны резные двери — тяжеловатые, с четкими и ясными крупными филенками простой геометрической формы. В ряде комнат великолепны кафельные белые печи. Композиции их чисто архитектурные, варьирующие различные построения в духе классицизма — арка с фронтоном на двух колоннах или портик из четырех пилястров с антаблементом на слегка вогнутом печном «зеркале». Подобные изразцовые печи составляют характерную деталь интерьеров многих зданий Вологды XVIII-XIX веков.

К началу XIX века относится еще один деревянный особняк на Ленинградской улице (№ 28). Первоначально этот дом принадлежал Багракову, но по имени последнего своего владельца — городского головы — он называется дом Волкова. Фасады его различны и резко контрастируют друг с другом. Со стороны улицы здание одноэтажное и выдержано в подчеркнуто парадных ампирных формах. Центр выделен приятным по рисунку шестиколонным тосканским портиком с фронтоном. Выразительны тонкие, слегка изогнутые бровки-сандрики над окнами. Дворовый фасад не имеет колонн; он более интимен и прост. Особенность его составляют низкий антресольный этаж и характерное для купеческих провинциальных особняков крыльцо с зонтом на металлических узорных опорах-кронштейнах.

В этом доме интересна анфилада парадных комнат — зал и гостиные, расположенные вдоль уличного фасада. О прежнем великолепии их отделки напоминают только сохранившиеся эффектные двери и печи. Двери здесь гораздо роскошнее, нежели в доме Засецких. Они красного дерева, с резными позолоченными деталями. Кафельные же белые печи менее разнообразны по формам и отличаются друг от друга лишь орнаментально-изобразительными мотивами. Особенно хороши рельефные вставки в центре печей с различными фигурами в античных одеждах.