Великая Северная экспедиция. Обско-Енисейский отряд 1733-1742 г.г.
Второму отряду экспедиции было поручено обследовать северное побережье от устья Оби до Енисея. Руководство отрядом было возложено на лейтенанта Дмитрия Овцына.
В январе 1734 г. в Тобольске завершилось строительство двухмачтовой дубель-шлюпки „Тобол”. Экипаж судна состоял из 56 человек, в их число входили подштурман Дмитрий Стерлегов, штурманский ученик Федор Канищев, геодезист Моисей Ушаков, ученик геодезиста Федор Прянишников, рудознатец (геолог) Захар Медведев и другие.
14 мая 1734 г. караван судов вышел из Тобольска. „Тобол” сопровождали небольшие плоскодонные суда (дощаники), на которые было погружено все снаряжение экспедиции. Перед караваном шли гребные лодки, с них осуществлялись промеры фарватера. 11 июня „Тобол” бросил якорь в Обдорске, где дощаники были разгружены, а на берегу устроен продовольственный склад. Плавание по Обской губе оказалось непростым. Во время сильного шторма дубель-шлюпка лишилась руля, а у двух якорей были обломаны лапы. Лишь 31 июля отряд дошел до устья Тазовской губы, где установил навигационный знак — маяк.
Дальнейшее продвижение во льдах на поврежденном судне было опасным, поэтому Овцын собрал совет офицеров и получил их согласие на возвращение. Для описи Обской губы на ялботе была отправлена группа Стерлегова и Выходцева, но вскоре ялбот был раздавлен льдами и затонул. Группа с большими трудностями вернулась в Обдорск, туда же 4 сентября прибыл и „Тобол”.
Всю зиму и весну команда готовилась к новому походу. 29 мая 1735 г., как только вскрылась река, экспедиция вновь тронулась в путь. Ледоходом „Тобол” был вынесен к мысу Гусиный Нос, где судно на три недели застряло среди сплошных льдов. Сложные ледовые условия летом 1735 г. вновь не позволили выполнить задачу экспедиции — дойти до устья Енисея. Отсутствие свежих продуктов привело к тому, что большая часть экипажа, в том числе и командир, болели цингой в тяжелой форме, а в начале августа скончалось четверо участников экспедиции.
5 октября судно вернулось в Тобольск, откуда Овцын отправился в Петербург с рапортом о ходе экспедиции. Адмиралтейств-коллегия, заслушав рапорт, приняла решение о продолжении похода из Оби на Енисей. Для этого в Тобольске было заложено новое, более удобное для плавания, судно, которое, однако, не успели достроить к навигации 1736 г.
23 мая 1736 г. Обско-Енисейский отряд на „Тоболе” начал свой третий поход. Всего с Овцыным в плавание отправилось 50 человек. „Тобол”, двигаясь на север, шел вдоль правого берега Оби и 5 августа достиг широты 72° 40′. Попытка выйти в Северный Ледовитый океан вновь не увенчалась успехом, продвижение вперед было сковано сплоченными льдами. Овцын был вынужден, как и в предыдущие годы, повернуть назад. 26 сентября „Тобол” прибыл в Обдорск, где встал на зимовку.
Во время зимовки в феврале 1737 г. для проведения описи берегов устья Оби с выходом к Енисею была отправлена группа казаков во главе с геодезистом Михаилом Выходцевым. Навстречу им из Туруханска вниз по Енисею на оленях двигалась группа Федора Прянишникова. Этими отрядами во время похода был получен обширный географический и картографический материал по району, который не удалось исследовать с судна.
В июне 1737 г. в Обдорск прибыл выстроенный в Тобольске бот „Обь-почтальон”. 29 июня „Обь-почтальон” в сопровождении дубель-шлюпки „Тобол” под управлением штурмана Ивана Кошелева отправились в плавание. В походе приняли участие 70 человек. 7 августа суда вышли в открытое море и на широте 74° 02′ дошли к кромке льдов. На острове (сейчас — остров Шокальского) мореплаватели соорудили маяк. На совещании было принято решение повернуть к востоку, и уже 16 августа суда обогнули мыс Мате-Сале (Тупой мыс) и направились к Енисейской губе.