По окрестностям Серпухова — Казанская церковь в Новинках. После исчезновения в самом Серпухове всех храмов середины XVIII века типа восьмерик на двухсветном четверике Казанская церковь в Новинках стала особенно ценным памятником. Его прекрасно сохранившаяся архитектура очень полно характеризует завершающий этап эволюции данного типа храма в местном зодчестве и прибавляет много нового к тому, что мы уже знаем о творческом методе серпуховских мастеров. Церковь бесспорно не принадлежит зодчим — создателям таких шедевров, как Крестовоздвиженский храм и церковь в Сушках.
Это работа другой местной артели, специализировавшейся на композициях с восьмериком. По сравнению с аскетически объемными произведениями зодчих кишкинских храмов автор Казанской церкви трактует обработку фасадов свободнее. Применение рустованных пилястр, карнизов, филенок, рамочных оконных обрамлений и просто рамок в виде накладных досок сказалось на образе здания. Церковь стала камерной. Но несмотря на это, ее привлекательное своеобразие состоит прежде всего в выразительности уравновешенной и статичной объемной композиции — основного объединяющего признака серпуховской «школы».
При всей характерности объемно-планировочного решения Казанской церкви здесь также есть ряд любопытных новшеств. Впервые применены прямоугольные алтари, имеющие, правда, небольшие пучины. Большие изменения были внесены в традиционное решение шатровой колокольни. На двухъярусный четверик поставлен приземистый восьмерик (точнее, четверик со срезанными углами), который на всю высоту прорезан арками звона, помещенными только в плоскостях четверика. В результате колокольня не контрастирует с основным объемом, ее вертикаль «остыла» (слабо выражено стремление вверх), т. е. достигнуто желаемое единство масс.
Интерьер церкви складывается из двух противоположных по звучанию пространств: низкого помещения небольшого притвора, объединенного одним коробовым сводом с южным приделом, и высокой церкви со световым восьмериком, переход к которому осуществлен при помощи ступенчатых тромпов.
Рядом с Казанской церковью расположена усадьба, заложенная в то же время, что и церковь. Сохранился небольшой, в настоящее время сильно перестроенный главный дом. Он поставлен по оси парадного двора, очерченного рядами лип и пихт. Центры главного и паркового фасадов выделены тройным окном, разделенным полуколонками, над которым первоначально возвышался деревянный мезонин с треугольным фронтоном. Сочетание междуэтажного карниза и поставленных на него пилястр с ампирной обработкой окон в виде неглубоких ниш с полукруглыми завершениями не следует воспринимать лишь как проявление провинциальности. Это результат ампирной перестройки старого здания второй половины XVIII века.
К дому примыкает некогда обширный липовый парк, с террасными прудами, отделенными от небольшой реки Речмы земляной дамбой с высаженной на ней сосновой аллеей.
Новинки с Серпуховом связывает хорошее шоссе. Дорога проходит по высокому водоразделу почти параллельно небольшой речке Речме. Справа открывается живописный далекий вид с разноцветными лоскутами полей, кудрявыми купами рощ и рассыпанными домиками деревень. Слева — стена приокского леса, которая лишь на мгновение разрывается, и тогда взгляд устремляется в бесконечные просторы Оки. Перед самым городом — большое село Бутурлине Его украшает удачно поставленная на взгорье Никольская церковь.
Издалека видно, что памятник поздний. «Византийские» окна и «древнерусские» шатры с главками не бросают и тени сомнения на известную дату (1884) его строительства. Только войдя внутрь церкви, понимаешь, что она гораздо «старше». И четверик с сомкнутым сводом и полукруглая апсида с конхой просто облицованы снаружи новым кирпичом, под которым полностью сохранился старый храм, строившийся с 1723 по 1739 год. Будем надеяться, что реставраторы когда-нибудь сбросят с него позднюю пелену. Тогда цепочка развития серпуховского кубического храма, берущая начало с Троицкой церкви и оканчивающаяся Крестовоздвиженской, пополнится чрезвычайно интересным «переходным» звеном.