страны арктики

Рубрики

Архангельская церковь села Починки

В окрестностях Серпухова. Нижнее течение реки Лопасни очень живописно. Тут и там поднимаются гигантские ступени береговых террас и могучие крутояры, за которыми стена леса уходит к самому горизонту. Дорога до села Починки, расположенного выше Турова, то поднимается на самую кручу, то сбегает на дно сырого оврага, где бьют студеные ключи. Но лишь только из-за излучины Лопасни покажется силуэт церкви Михаила Архангела, понимаешь, что трудный путь проделан не напрасно.

Для небольших интимных и поэтических сельских церквей неожидан образ величественного храма, подобный монументу, исполненному героического пафоса. Этот эффект достигнут смелой и оригинальной объемной композицией Архангельской церкви. Ее мощный гладкий парапет объединяет в единую массу собственно храм, жертвенник и диаконник алтаря и часть четырех-столпной трапезной. Членения боковых фасадов доминирующего объема, в центре которых устроены лоджии с шестиколонными портиками, создают интересную иллюзию.Снаружи кажется, что интерьер состоит из единого пространства, над центральной частью которого парит легкая купольная световая ротонда. Не заходя в храм, невозможно предположить о существовании обширной трапезной. Создается впечатление, что храм соединен с колокольней небольшим переходом. Такой художественный прием, когда путем зрительного обмана фасад маскирует структуру внутреннего пространства здания, характерен для эпохи барокко, редко встречается в памятниках раннего и зрелого классицизма, хотя позднее он возрождается мастерами ампира в поисках большей монументальности архитектурных композиций.

Здание церкви села Марьинского Починки тоже сооружено в 1842 году на месте, где сменилось не одно поколение деревянных храмов. Тогда же расположенное вокруг церкви старинное сельское кладбище обнесли ажурной оградой на каменных столбах, от которой ныне остались одни ворота. Почти вплотную к ним примыкает небольшой притвор. Даже неопытный глаз отметит его более позднее происхождение и неуместность в общей строгой архитектуре церкви немасштабного треугольного фронтончика.