Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Дом Павловой из деревни Раково Ковернинского района, построенный в середине XIX в., выделяется своей величиной и необычностью композиции. Он состоит из двух отдельных двухэтажных жилых срубов, объединенных большим, двухъярусным крытым двором. Над ведущими в него воротами устроена «горница на вереях», а за ней темная моленная, где, скрываясь от царских властей, полулегально собирались старообрядцы.
Старинные конструкции и архитектура дольше всего сохранялись в строительстве амбаров и других хозяйственных сооружений. Амбар из деревни Пятницкое Семеновского района стоит сейчас перед домом Обухова. Внутреннее оборудование его полностью сохранено — это ящики-сусеки для зерна и муки, отделения для хранения продуктов и утвари.
Для ведения хозяйства в дождливом лесном крае необходимы были овины, в которых дымом сушились снопы, прежде чем их молотили цепами на открытом или крытом гумне-риге. Такой овин привезен в музей из деревни Шашки Семеновского района. Он имеет характерный несимметричный объем — к его узкой двухэтажной части, куда в верхний ярус загружались снопы, прирублен «пелед» для входа в углубленное в землю помещение очага. Более примитивный тип низкого ямного овина привезен в музей из деревни Михайлово Урень-ского района.
Ветряные мельницы, силуэты которых тут и там вырастали на гребнях холмов, еще недавно были едва ли не самой характерной частью сельского пейзажа. В музее представлен редкий тип толчеи-столбовки из деревни Петухово Городецкого района. Крылья, вращающие вал, приводят в действие мощные песты, двигающиеся в ступах, куда засыпали для обдирки ячмень, овес или просо. Такое устройство требовало помещения большой высоты, которое могло бы поворачиваться в зависимости от направления ветра.
Небольшой ручей, оказавшийся на территории музея, перегорожен плотиной, и посетители могут увидеть здесь водяную мельницу с механизмом, вполне пригодным для работы. Мельница вывезена из деревни Рябиновка Ковернинского района.
В музее представлен также образец простейшей сельской церкви клетского типа. Это Покровская церковь, построенная в 1794 г. и стоявшая прежде на давно уже заброшенном погосте села Зеленое Городецкого района. Конструкция ее совершенно сходна с конструкцией обычной избы, отличаясь лишь сочетанием клетей, последовательно прирубленных по одной оси, и более крутой, чем обычно, кровлей с луковичной главкой.
Другая церковь, также посвященная Покрову Богородицы, представляет собой высокий объем, состоящий из двух восьмериков, поставленных на четверик основания, и завершенный небольшой главой. С запада к нему прирублена довольно обширная трапезная, с севера и запада- галереи. Церковь привезена из села Старые Ключи щ и Кстовского района и по старым метрикам считалась построенной в 1650 г., однако после тщательного изучения архивных материалов установили, что в 1731 г. здание было заново срублено после пожара. Этому времени больше соответствует и необычно сплющенный поперек оси план восьмерика. В процессе реставрации выявилась интересная особенность церкви — ступенчатое покрытие ее алтарной части.
Экспозиция музея дает представление об особенностях жизни и быта, навсегда ушедших, но оставивших неизгладимый след в народном сознании, о замечательном зодчестве сел и деревень нижегородского края. В предметах декоративно-прикладного искусства, которые с детства окружали заволжского крестьянина, раскрывается поэтическая душа народа, тщательно спрятанная от праздного любопытства. Этими образами могут и должны вдохновляться современные архитекторы и художники, проникаясь пониманием родной природы, характера народа, всего того, что наши предки вложили в созданные ими произведения искусства и архитектуры.