страны арктики

Рубрики

По улице Ильинке

Главной улицей района, где сохранились дома нижегородского посада XVII в., была Ильинка, продолжавшая Ямскую слободу. В XIX в. она по традиции застраивалась домами купцов и разбогатевших ремесленников. На углу этой улицы и Успенского  съезда в 1870-е гг. имел свой дом староста красильного цеха В. В. Каширин, дед А. М. Горького. Здесь великий писатель провел свои детские годы. Сейчас дом Каширина — это мемориально-бытовой музей детства А. М. Горького. При устройстве его использовались как описания дома, документально и красочно запечатленные в повести «Детство», так и непосредственные указания самого автора, при жизни которого организацией музея руководил ф. П. Хитровский, современник, друг и первый издатель А. М. Горького.

Тесные комнаты каширинского дома заполнены предметами быта того времени, окружавшими нижегородского мещанина-ремесленника. Почти все они сделаны руками нижегородских кустарей: городецкие прялки, инкрустированные мореным дубом, с черными силуэтами сказочных коней, птиц, всадников, карет и цветов; отливающие золотом хохломские плошки и чашки, расписные дуги, балахнинские кружева, арзамасское золотое шитье и т. п.

От дома Каширина можно выйти на бровку Окского склона — набережную Федоровского, устроенную в 1960-е годы, и спуститься вниз к одному из наиболее прославленных памятников архитектуры города — Рождественской строгановской церкви. Это одна из двух нижегородских церквей, связанных с родом феодалов-предпринимателей Строгановых, известных еще со времен Московской Руси своей деятельностью по освоению Урала и Сибири. Традицией Строгановых было покровительство разного рода искусствам. Так, певческие хоры их славились по всей России, одно из направлений древнерусской живописи получило название строгановской школы, а в архитектуре известен строгановский стиль.

В своей хозяйственной деятельности Строгановы были тесно связаны с Нижним Новгородом — крупным перевалочным пунктом соляной торговли, что объясняло их особый интерес к этому городу и постройку в нем двух богато украшенных церквей. Одна из них была возведена на видном месте у волжских пристаней, другая несколько ранее — в Гордеевке, за рекой, где Г. Д. Строганов имел загородную резиденцию. Он сосредоточил в своих руках все несметные богатства рода, с его именем связано сооружение обоих памятников. Григорий Дмитриевич Строганов был далеко не заурядным и передовым человеком своего времени, сподвижником Петра I, который находился с ним в личной переписке.

Имея огромное хозяйство, разбросанное по всей России, Строгановы повсюду вели большое строительство. Храмы, подобные нижегородским по характеру архитектуры, возводились на землях и при предприятиях Строгановых — в Сольвычегодске, Устюжне-Железнопольской, Усолье,  а также в Троице-Сергиевой лавре.

Во всех этих постройках чувствуется почерк или одного мастера, или единого сложившегося коллектива, выработавшего свою строительную традицию, свою ярко выраженную архитектурную манеру — строгановский стиль. В соответствии с новыми требованиями они перерабатывали традиционную конструктивно-пространственную схему здания, а древнерусские архитектурные детали заменяли элементами западноевропейской ордерной системы. При этом строгановским мастерам были ближе те приемы и мотивы, которые на западе не только утвердились, но уже успели устареть, сменяемые формами барокко XVIII в.

В храмах вместо прежних полутемных интерьеров, затесненных толстыми столбами, зодчие стремятся создать цельное, свободное пространство, открытое в высоту, наполненное светом и воздухом. Попытка разрешить эту задачу выразилась в постройке высоких церквей, перекрытых сомкнутыми сводами, например Успенской Печерского монастыря и Успенской на Ильинской горе. Однако в памятниках этого типа не удалось достигнуть достаточной светлоты и нарядности, и строгановские мастера ищут иные пути — новые конструкции и новые декоративные приемы, возможность увеличить освещенность внутреннего пространства — и одновременно, приближаясь к европейскому искусству, усложняют объемы верхних частей сооружений и вводят элементы ордера в обработку фасадов.