страны арктики

Рубрики

Сретенская церковь в Серпухове

Сретенская церковь в Серпухове. В Занарье, ближе к Владычному монастырю, стоит церковь Сретения Господня, построенная в 1702. В старые времена на этом месте располагадась деревянная церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана, являвшаяся центром Космодемьянской слободки, где жили кузнецы. Сретенская церковь создана в результате смешения двух различных стилей. Типичные для московского барокко объемно-планировочное решение и конструктивные приемы слились с характерными для середины XVII столетия формами декорации.
В результате «нарышкинская» ярусность, трепетное движение вверх были ослаблены. Двухсветный четверик с нерегулярно расположенными проемами создает ощущение покоя. Из него как бы вырастает восьмерик, утративший значение завершения и трактованный как часть единого объема храма.

Этот объем со скульптурной выразительностью разработан мастерски прорисованными и исполненными оконными наличниками с килевидными очельями, пучками полуколонок с перехватами, поребриком и карнизом-антаблементом. Часть декора скрыта поздней штукатуркой, но там, где открылась «живая» кирпичная кладка, можно видеть эту сдержанную пластику фасада.

Сохранившаяся первоначальная апсида Сретенской церкви — настоящая редкость. Дело в том.что все алтари серпуховских храмов первой четверти XVIII века были перестроены в позднейшее время и лишь по этой красивой трехчастной апсиде можно представить облик важной составной части культовых сооружений рассматриваемого периода. Апсида не имеет в общей объемной композиции Сретенской церкви самостоятельного значения. Небольшой вынос и мягко круглящаяся форма делают ее неотделимой от основного объема. Этим Сретенская церковь сильно отличается от развитой алтарной части своего прототипа — Троицкого собора, обособленной сильным выносом и сочным венчающим карнизом.

В 1813 году на месте примыкавшего к западной части Сретенской церкви компактного притвора и шатровой колокольни строится большая двухпридельная трапезная в стиле классицизма. В основе ее композиционного решения — прямоугольный объем со скругленными углами, украшенный приставными сдвоенными тосканскими колоннами, которые фланкируют большие оконные проемы. Южный и северный фасады трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках. Теперь их нет, исчезла также и трехъярусная ампирная колокольня (1833).