страны арктики

Рубрики

Ильинская церковь в Серпухове

Ильинская церковь в Серпухове. Центральным памятником ансамбля посадских храмов является Ильинская церковь. Построена она в 1748 году на средства купцов Поповых. Это характерное для московской архитектуры первой половины XVIII века сооружение — единственный памятник подобного рода в Серпухове и округе. Сейчас трудно ответить на вопрос, почему для строительства далеко не второстепенной Ильинской церкви, «что на торговой площади», были приглашены столичные зодчие, в то время как в Серпухове работали минимум две профессиональные строительные артели? И, наконец, главное: что заставило серпуховичей изменить своим вкусам, значительно отличающимся от московских? Но если отсутствие исторических сведений не позволяет нам ответить на эти вопросы, то, по крайней мере, архитектура прекрасно сохранившегося памятника наглядно демонстрирует различия двух параллельно развивавшихся художественных школ.

Особенность архитектуры Ильинской церкви заключается в сочетаний традиционной для посадских церквей XVII века компоновки объемов с ярусным построением, отличающим приемы зодчества эпохи Петра I. Стены высокого двухсветного четверика храма с пониженными углами завершаются характерными фигурными фронтонами. Богатый многопрофильный венчающий карниз, огибая фронтоны, усиливает пластическую выразительность фасадов. Мотив полукружия развивается круглыми окнами и наличниками — «бровками». Все эти элементы, а также филенчатые пилястры на гранях объемов, антаблементы и руст выдают почерк мастера, хорошо знакомого с московской архитектурой. Но зодчий Ильинской церкви не разработал верх храма в виде сложной ярусной композиции, подобной композициям церкви Ивана Воина на Якиманке и собора Заиконоспасского монастыря. На четверик Ильинской Церкви поставлен традиционный восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом. Он расчленен горизонтальными тягами и завершен двумя ярусами ложных восьмериков, что свидетельствует о попытке зодчего добиться желаемого результата более простыми средствами.

Интересна и выразительна граненая форма алтаря с красивой высокой конхой и ярусное завершение придела Екатерины, в миниатюре повторяющее завершение храма. Особенно же удалась автору стройная ярусная колокольня, стоящая над западным входом в церковь. Ее выразительный объем, как бы составленный из ряда поставленных друг на друга убывающих элементов, разительно отличается от единого шатрового столпа соседней Троицкой церкви.

Своеобразие декоративному убранству Ильинской церкви придает лепнина, появившаяся, вероятно, в середине XIX века одновременно с вазами, сменившими первоначальные луковичные главки на церкви и колокольне. Она удачно дополняет сдержанный барочный декор, выделенный на фасадах побелкой. Интересно отметить, что самостоятельные художественно-стилевые традиции Серпухова были настолько сильны, что московская архитектура Ильинской церкви почти не повлияла на дальнейшее культовое строительство в Серпухове, подобно тому как ранее остались без внимания петербургские формы Распятского храма.