страны арктики

Рубрики

прах Минина был перенесен в кремлевский Спасский собор

Памятники архитектуры Нижнего Новгорода.
В 1672 г. по особому царскому указу прах Минина был перенесен на почетное место — в кремлевский Спасский собор, а после разборки здания в 1829 г. — в гробницу, устроенную в подвале нового, освященного в 1834 г. Спасского собора. Когда в 1929 г. и этот собор разобрали, чтобы освободить место для постройки Дома Советов, останки Минина были сохранены и в 1962 г., в 350-летнюю годовщину Нижегородского ополчения, захоронены в отреставрированном Архангельском соборе.

В кремле есть и другое сооружение, которым отмечена память вождей ополчения 1612 г., — гранитный обелиск, установленный в честь Минина и Пожарского в 1828 г. Это было время подражания античности, выработанным в древности формам и символам. На постаменте обелиска укреплены два бронзовых барельефа и доски с надписями. Композиция изображений на барельефах повторяется дважды: в центре одного из них — бюст Минина, в центре другого — Пожарского,  над бюстами героев крылатые богини победы держат лавровый венок. Обелиск и постамент с его классически строгими архитектурными профилями сооружен архитектором А. И. Мельниковым, барельефы выполнены И. П. Мартосом.

Тема прославления патриотического подвига нижегородцев занимала Мартоса в течение многих лет. И когда в 1808 г. жители Нижнего Новгорода решили собрать деньги и поставить памятник своим знаменитым землякам, а правительство Александра I объявило конкурс на его проект, эскиз Мартоса был признан лучшим. По этому эскизу и был выполнен всем известный памятник, поставленный, однако, не в Нижнем Новгороде, а на Красной площади в Москве, тогда как на родине героев был установлен скромный обелиск.

К площадке, где он находится, примыкает другой, уже современный мемориальный комплекс: низкая гранитная стена с торжественной надписью над символическими надгробиями напоминает о жертвах и героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Из квадратной плиты выбивается пламя зажженного в их честь Вечного огня. Замыкает композицию поставленная  перпендикулярно более высокая стена с высеченными на камне фигурами бойцов.

Обратная ее сторона заполнена именами воинов — Героев Советского Союза, уроженцев города и области, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Авторы мемориала, установленного к двадцатилетию победы, — архитекторы В. Я. Ковалев, Б. С. Нелюбин, С. А. Тимофеев.

Несколько далее на постаменте закреплен танк «Т-34» — как символ трудового вклада горьковчан в годы войны. Образцы боевой техники, производившейся тогда на горьков-ских предприятиях, выставлены на площадке с внутренней стороны стены, между Дмитровской и Кладовой башнями.

Память о годах Великой Отечественной войны запечатлена также в длинном списке воинских частей, нанесенном на гранитную доску, которая укреплена с внешней стороны стены, у Дмитровской башни кремля, откуда уходили на фронт сформированные в Горьком подразделения.

Старая застройка внутри кремля почти не сохранилась. От широких градостроительных замыслов XVIII в. остался лишь бывший дом вице-губернатора, построенный в 1788 г.  Это крупномасштабный   корпус с двумя высокими этажами, фасадом обращенный в сторону площади у Архангельского   собора. Характер архитектуры раннего (по своему духу) классицизма сохранила стена северной стороны дома,тогда как пропорции горизонтальных членений главного, западного фасада оказались измененными и огрубленными после ремонта 1834 г.

Правый угол здания обработан пилястрами, а левый — трехчетвертными колоннами сочного композитного  ордера. Несимметричная композиция фасада объясняется тем, что первоначальным проектом предусматривалась постройка   второго  такого же корпуса для губернаторского дворца, фасад которого должен был   зеркально   повторить   существующее   сейчас здание.

Предполагалось   устроить  между  ними   перекрытый аркой проезд, соединяющий площадь у Спасского собора с новой площадью перед зданием Присутственных мест, возведенным в 1781 г. Высота этажей и основные членения этого сооружения повторяли  застройку  противоположной  стороны,  а его главная роль в ансамбле подчеркивалась торжественным въездом на площадь, расположенным по оси выделенного колон-134   нами и ступенчатым аттиком центра здания.

К сожалению, идея создания в кремле цельного ансамбля не была осуществлена — Павел I отменил систему наместнического управления, и администрации губернии теперь не требовались такие парадные, представительные здания, дом для губернатора был построен значительно позже и на другом месте.