История и архитектура Нижнего Новгорода.
Нижний Новгород после установления Советской власти служил верным оплотом молодой Советской Республики, базой снабжения оружием и местом организации Волжской военной флотилии. Вместе со всей страной город рос и развивался, менялось содержание его жизни, менялся и внешний облик: Нижний Новгород стал одним из крупнейших в Российской Федерации индустриальных и культурных центров. Таковым он остается и в современной России.
В первые годы Советской власти в Нижнем Новгороде не велось строительства новых зданий, да и в столичных городах архитекторы ограничивались оформлением торжеств и революционных праздников или составлением проектов, подчас весьма интересных и новаторских. Архитектура тех лет встала перед ответственной и сложной задачей создания новых архитектурных образов, отражающих устремления нового общества, но для их осуществления не было тогда ни экономических, ни технических возможностей.
В восстановительный период главным требованием стало удовлетворить молодую республику самыми необходимыми ей чисто утилитарными сооружениями. В 1924-1926 гг. в Нижнем Новгороде ведется строительство в первую очередь каменных многоквартирных жилых домов, потом — целых поселков деревянных двухдвухэтажных домов. Строятся дворцы культуры в рабочих районах города: в 1928 г. — в Канавине, в 1930 г. — в Сормове. При их не слишком выразительном облике функциональные решения планов обладали весьма большими достоинствами.
Более интересны по архитектурному замыслу построенный в 1931 г. Дом Советов в кремле (архитектор А. 3. Гринберг) и Дом коммуны на ул. Пискунова (1932, архитектор В. В. Медведев). Настоящий музей истории советской архитектуры представляет собой застройка современного Автозаводского района города, основанного в 1930 г. при Нижегородском автомобильном заводе первоначально как самостоятельный городской организм.
Начало этому району города положила строчная застройка корпусами общежитий, теплыми переходами связанными между собой, а также с двухэтажным зданием клуба, столовой и детскими учреждениями (правда, ни один из таких комплексов не был осуществлен полностью). Далее строились кварталы многоэтажных домов квартального типа, причем планировка квартир и их благоустройство постепенно улучшались. Многие известные московские архитекторы вложили свой труд в строительство города при автозаводе.
Индивидуальные особенности творчества архитектурной мастерской братьев Весниных нашли отражение в жилом квартале, запроектированном в 1930-е гг. Здесь выделяется дугообразный фасад дома (1935-1937, архитекторы Н. А. Красильников, П. Полюдов), стены которого благодаря выступам ритмично поставленных полукруглых балконов получили своеобразную фактуру, а два верхних этажа объединены портиком на легких столбах (ил. 118). Дома другого квартала (1936-1938), построенного И. А. Голосовым, отличаются гипертрофированно монументальными формами, может быть, не слишком отвечающими привычному образу жилого здания, но впечатляющими монолитной мощью.
После перерыва, вызванного Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., возобновляется строительство преимущественно малоэтажного благоустроенного жилья. В архитектуре используются элементы классического стиля. В 1950-1960-е гг. масштаб строительства и его темпы все возрастают, получая индустриальный размах.
Начиная со второй половины 1960-х гг. в связи с освоением свободных территорий городских окраин все большее значение приобретает реконструкция старых районов города. С каждым годом вырастают крупные и высокие объемы современных зданий, которые меняют привычные масштабные соотношения городских ансамблей. Новые массивы все ближе подходят к историческим кварталам. Сейчас перед архитекторами вплотную встает серьезная и ответственная задача включения старой застройки в единый организм живого развивающегося города.