страны арктики

Рубрики

Особенности храмовой архитектуры конца 17-начала 18 веков

История и архитектура Нижнего Новгорода.
Успенская церковь на Ильинской горе (1672-1715) выделяется единственной в своем роде композицией даже среди архитектурного многообразия предпетровского и петровского времени. Воспроизведение в камне народного типа здания, завершенного «крестовой бочкой на четыре лица», говорит об изменении вкусов в тогдашнем русском зодчестве.

Реставрация вернула основному объему Успенской церкви его первоначальный вид, но восстановить другие церкви первой четверти XVIII в. было бы невозможно — все они (кроме Рождественской) были или сломаны, или основательно перестроены еще до конца прошлого века.

Причиной явилось, возможно, неприятие их своеобразной архитектуры церковными властями. Однако в свое время нарядный, праздничный образ этих сооружений должен был играть заметную роль в формировании архитектурного облика города. В 1710-1715 гг. в Нижнем Новгороде освящены три каменные церкви, а за десятилетие, с 1715 по 1725 г., несмотря на известный петровский указ 1714 г. о запрещении повсюду каменного строительства, построено еще шесть церквей.

Широкое применение нашли в это время цветные поливные изразцы, которыми были украшены барабаны Успенской церкви (по-видимому, после пожара 1715 г.). Изображения на них птиц, картушей и цветов обычны для начала XVIII в. и совершенно подобны рисункам изразцов колокольни Спасской церкви в соседней Балахне (1702). Те же мотивы — на сплошной ленте изразцов под карнизом Сергиевской церкви, сооруженной в 1702 г. (сломана в XIX в.), имевшей и другие украшения из поливной керамики.

Многоцветный широкий изразцовый фриз, окаймленный зелено-белыми жгутами, был и на пятиглавом Благовещенском соборе, построенном в 1697 г. на площади перед Дмитровской башней кремля. Характер архитектуры собора был близок памятникам Гороховца конца XVII в., а его монументальный фриз полностью повторен в Благовещенской церкви в Юрьевце (1700). Очевидно, изразцы обеих церквей происходили из одной и той же балахнинской мастерской.

Нижегородские зодчие начала XVIII в. охотно и умело применяли детали из тесаного, тонко профилированного кирпича, как, например, в Вознесенской церкви (1715), разрушенной в 1860-х гг.; декор ее имел аналогии в элементах фасада астраханского Успенского собора (1700).

Архитектурным сооружениям конца XVII-начала XVIII в., разнохарактерным по формам, разнообразным по цвету и материалам, были свойственны ярко выраженное жизнеутверждающее начало, красочность, пластическая сочность, что отличало их от суровой строгости монументального зодчества средневековой Руси.

В Нижнем Новгороде эти новые начала с наибольшей силой выражены в постройках так называемого «строгановского стиля» — в церквах Смоленской Богоматери в Гордеевке (1697) и Рождественской (1719) на нынешней улице Рождественской (Маяковского).

Создание высокого и светлого пространства внутри церкви было проблемой, решение которой в большой степени занимало русских зодчих с конца XVII и на протяжении почти всего XVIII столетия. Наиболее отвечающей этой цели считалась многоярусная церковь с одним или более восьмериками, поставленными на четверик основания, с окнами в каждом из ярусов. Как объемная композиция, ярусные церкви были известны в русском деревянном зодчестве с глубокой древности, но особое распространение этот тип получил со второй половины XVII в.